Кopoткoe, нo гeниaльнoe cтиxoтвopeниe Мaндeльштaмa, пpизнaннoe шeдeвpoм
Кopoткoe, нo гeниaльнoe cтиxoтвopeниe Мaндeльштaмa, пpизнaннoe шeдeвpoм
В поэзии есть что-то такое, что напоминает путешествие во времени. Одна-единственная строчка может перенести вас в давно ушедший мир, позволяя увидеть, почувствовать и даже подышать воздухом другой эпохи.
Хотя, когда я была подростком, эта мысль не приходила мне в голову. В то время поэзия была просто частью школьной программы, и такие, как Осип Мандельштам, казались мне такими же далекими, как древние руины – чем-то, чем можно восхищаться, но к чему нельзя прикасаться.
«Если весь мир называет его гением, а вы его не понимаете, - говорила моя учительница с понимающей улыбкой, - то, возможно, вы еще не доросли до его слов. Мандельштам не просто писал стихи; он запечатлевал эмоции, которым трудно дать название. Это не грустный смайлик, это жизнь, воплощенная в языке».
Только спустя годы я начала понимать, что пыталась нам показать моя учительница литературы. Она была страстным наставником, стояла в центре класса с закрытыми глазами и декламировала стихи так, словно сами слова увлекали ее. Для нас на улице была весна, жизнь кипела, и мы не могли представить, какое значение может иметь меланхолия давно умершего поэта.
Но время многое раскрывает.
Годы спустя я решила вернуться к творчеству Мандельштама. Что же такого было в его поэзии, что заставило великих писателей, таких как Анна Ахматова и Марина Цветаева, петь ему дифирамбы? Что я пропустила?
Я распечатала несколько его стихотворений, разложила их на своем столе и уставилась на них, как на загадки из другого мира. Слова казались плотными, многослойными и незнакомыми, как будто они были написаны кодом, который я не в состоянии разгадать.
Его поэзия оставалась загадкой, для решения которой у меня пока не хватало терпения или опыта.
Но шли годы, и жизнь становилась все сложнее – наполненной триумфами и горестями, тихими радостями и бессонными ночами, – и я обнаружила, что возвращаюсь к его словам. Они больше не казались мне далекими или загадочными. Напротив, они нашли отклик, как будто он написал их для меня, сквозь время и пространство.
Гениальное стихотворение Мандельштама
Одно из его стихотворений, в частности, стало чем-то вроде утешения.
В этих строках я увидела себя – измученную, но привязанную к тихой любви к окружающему миру.
Возможно, в этом и заключается гениальность Мандельштама. Его стихи не предназначены для того, чтобы впечатлять, они предназначены для того, чтобы объединять. В них запечатлены моменты отчаяния, надежды и красоты с искренностью, которая сегодня кажется такой же острой, какой, должно быть, была столетие назад.
Только детские книги читать,Только детские думы лелеять,Все большое далеко развеять,Из глубокой печали восстать.Я от жизни смертельно устал,Ничего от нее не приемлю,Но люблю мою бедную землюОттого, что иной не видал.Я качался в далеком садуНа простой деревянной качели,И высокие темные елиВспоминаю в туманном бреду.
Это простая сцена – воспоминание о детстве, о невинности, о мгновении, остановившемся во времени. Но за этой простотой кроется нечто универсальное: страстное желание вернуться туда, где жизнь казалась светлее.
Теперь, когда я думаю о Мандельштаме, я больше не вижу в нем загадочного поэта ушедшей эпохи. Я вижу попутчика, того, кто прошел лабиринт жизни и оставил после себя след из слов, который будет направлять всех нас.
Возможно, в этом и заключается истинный поэтический дар. Это напоминает нам о том, что независимо от того, насколько велико расстояние – будь то годы или география, – мы никогда по-настоящему не одиноки.
Так что поблагодарим Мандельштама и за всех поэтов, которые дают нам смелость глубоко чувствовать.
0 коммент.: