Eфим Кoпeлян: - Пoчeму мы c cынoм кaк чужиe? "Кoпeлян мoй дpуг был. Пoтpяcaющий мужик был..."

13:42 AR Ka 0 Comments

 


Eфим Кoпeлян: - Пoчeму мы c cынoм кaк чужиe? "Кoпeлян мoй дpуг был. Пoтpяcaющий мужик был..."

Ефим Копелян прожил яркую, но непростую судьбу, в которой были и великие победы, и личные переживания.

Неожиданный уход из жизни Ефима Копеляна дал повод для многочисленных слухов и домыслов. Ведь актер отличался завидным здоровьем. И ему было всего 62 года.

Каждый киногерой Ефима Копеляна покорял настоящим мужским обаянием. Повадки хозяина жизни, медвежье спокойствие, изучающий взгляд. Но был у Копеляна особенный дар: голос. Он вызывал у зрителей безотчетное доверие. Он по праву считался признанным мэтром советского кинематографа. Но чего это стоило актеру!

В ноябре 1974 года на съемочную площадку “Вечного зова” явилась комиссия. Оказалось, допущены нарушения финансовых отчетов. Проверяющие заглядывали во все углы. А глава комиссии пришел в настоящее бешенство, обнаружив подмену актера. “Вы что меня за идиота держите! Это же не Копелян! Что у вас здесь происходит?!”

А произошло непредвиденное. Накануне Копелян пропал. Время было обеденное, поэтому сразу не спохватились. И только ближе к вечеру обнаружили актера. Он решил пройтись к реке, а за околицей потерял сознание от резкой боли. В срочном порядке для досъемок подыскали актера.

Ефима Копеляна первым же рейсом отправили в Ленинград лечиться. И не думали, что видят его в последний раз. Скоропостижная смерть Копеляна ошеломила всех: и коллег, и публику.

Отказать себе в удовольствии сыграть такого злодея, как Михаил Кафтанов, Копелян не мог. Хотя сознавал, что совмещая съемки в нескольких кинолентах и работу в театре придется буквально жить в поездах и самолетах.

Параллельно со съемками “Вечного зова” в мае 1973 года по январь 1975 года Ефим Копелян продублировал за кадром четыре фильма, снялся в одном телефильме и шести кинокартинах.

Свои последние сцены в “Вечном зове” актер отыграл в ноябре 1974 года. Он никогда не видел себя в роли Кафтанова. Режиссеры не раз приглашали посмотреть материал, но актёр отмахивался: "На премьере увижу". Однако дождаться ее Копеляну было не суждено. Фильм вышел на экраны уже после смерти актера.

Во время съемок "Вечного зова". Пётр Вельяминов, Екатерина Жемчужная, Ефим Копелян

Окружающие всерьез считали роль Кафтанова проклятой. После случайной травмы пальца, а затем неосторожного падения с лошади актер Иван Лапиков советовал коллеге не вживаться в эту роль. В образе Кафтанова - сгусток такой темени, что недолго в ней и застрять. Очень скоро стало ясно, что победить сгусток тени, который жил в образе Кафтанова, Копеляну оказалось не суждено.

В ноябрьский день 1974 года, обнаружив беспомощного артиста за околицей, перепуганные сельчане на руках перенесли его в медпункт. Чтобы проверить, вернулось ли сознание, сельский врач спросил: -Как Вас зовут?

И тут, не отдавая себе отчета, Копелян ответил: -Кафтанов.

Он не заметил, как вжился в роль. А вжившись, стал проигрывать битву темным силам.

Михайло Лукич во всей красе

Перелом случился во время съемки одной из самых драматичных сцен. Когда за помощь партизанам Кафтанов решает отдать дочку-бунтарку Анну на поругание бывшему палачу царской охранки Косоротову. Боль за судьбу девушки, которая стала ему родной, пронзала сердце. Хотя со стороны казалось, что Копелян сухо и отстраненно объяснял молодой актрисе Аде Роговцевой, как надо играть.

- Он немножко еще и режиссером был, поскольку он педагог. “Нечего в этой сцене сопли разводить. Здесь наоборот, надо показать, что ты выиграла у отца!” - Так учил он Аду. Но я думаю, эта сцена в какой-то степени сыграла на его здоровье.

Владимир Краснопольский. Режиссер.

С тех пор Ефим Захарович словно ослабел. А боль в сердце стала расти. И в конце концов нанесла безжалостный удар. Но Копелян не обращал на это внимания и считал, что это временно. Не хотел улетать. Переживал, как режиссеры сумеют закончить съемки.

- Мы не отсняли большие четыре сцены. Нашли подходящего актера, который был очень похож на Копеляна. Плюс у нас было огромное количество крупных планов Ефима Захаровича. Огромное количество его смеха, его крика. Их мы и вставляли вот в этого актера. Но самое необычное, что отснявшись у нас, этот актер тоже погиб.

Владимир Краснопольский. Режиссер.

Известие об этом подкосило Копеляна. Не раз и не два он вспомнил слова Лапикова о том, что роль может пагубно влиять на актера. Между тем в Ленинграде Ефим Копелян прошел тщательное обследование.

Когда врачи предположили онкологию, актер побледнел, как полотно. Ему назначили дополнительные анализы. Ожидая результатов, Копелян дал жене страшное обещание: "Я не буду жить, если у меня рак".

Его жену Людмилу Макарову, миллионы зрителей узнали и полюбили, когда актриса была уже в зрелом возрасте. Благодаря роли Ханумы в одноименном спектакле Большого драматического театра.

Макарова много снималась в кино, но в основном играла эпизодические роли. Свою жизнь Макарова посвятила сцене и любимому мужу.

Когда юная Людочка поступила в актерскую студию, Копелян уже 10 лет служил в БДТ. Увидев красавицу с озорным взглядом, Ефим понял: эта вчерашняя школьница - его судьба. И сразу начал ухаживать. Людочка была очарована кавалером, но никак не могла понять одного.

С первой женой, артисткой театра Ленсовета Татьяной Певцовой, Копелян развелся еще в начале 1940 года. Он свободен. Почему же не сделает предложение ей? Но Ефим, который уже обжегся в первом браке, не спешил делать серьезный шаг.

Его смущало, что молодая избранница кокетничала со всеми напропалую, а на сцене по-настоящему целовалась с партнерами. Однако вскоре Ефим понял игривую природу Люси и убедился: несмотря ни на что, она предана только ему.

Людмила Макарова в роли Клариче в спектакле "Слуга двух господ" (фильм-спектакль)

В мае 1941 года Макарова наконец услышала от Копеляна: "У тебя паспорт есть? Дуй за ним, сходим в ЗАГС".

Их зарегистрировали в тот же день. Но сразу начать семейную жизнь не получилось. Людмила с труппой отправилась на гастроли в Баку. Ефим остался играть спектакли в Ленинграде. В Баку он прилетел, но ненадолго. Актер снимался сразу в двух картинах: ”Танкер Дербент” и “Боксеры”.

Известие о том, что началась война, застала его на съемочной площадке. Ефим немедленно записался в ополчение. Но попал в концертную бригаду. Артистов перевели на казарменное положение, выдали форму и оружие. Между тем труппа БДТ с трудом вернулась в Ленинград.

Приехав, Людмила Макарова сразу же слегла с брюшным тифом. Когда муж разыскал ее в Боткинских бараках, врач смутил его, надеясь успокоить: "Вашей дочери уже намного лучше".

Только когда Копелян увидел Макарову, он понял, в чем дело. Его любимая Люсенька исхудала так, что стала похожа на ребенка.

БДТ эвакуировали в Куйбышев. Но Макарова, чтобы быть ближе к мужу, осталась в Ленинграде и временна поступила в труппу Театра Балтийского флота. В составе фронтовой бригады выступала на кораблях и подводных лодках. Копелян при каждой возможности старался добраться до дома и накормить жену своим армейским пайком.

- Блокада. Ленинград. Копелян получает хлебные карточки. И вдруг видит, что полу сидит человек и горько плачет. А вокруг него люди: - Что случилось?

Он узнает, что у человека украли карточки. Он отрывает половину из своих карточек и отдает этому человеку. Вот что такое Копелян! Мой друг был. Потрясающий мужик был!

Владимир Татосов. Народный артист РСФСР.

В 1943 году, после прорыва блокады Ленинграда, Копеляна демобилизовали. Макарова продолжала выступать с фронтовой бригадой. Дожидаясь жену, Ефим ремонтировал полы их маленькой комнатки. Запасал дрова, которые были невероятным дефицитом, чинил уцелевшую мебель.

Ефим Копелян и Людмила Макарова

В конце-концов супруги воссоединились. Из эвакуации вернулся родной БДТ. А в 1948 году у пары родился долгожданный наследник: сын Кирилл. Теперь счастью не будет конца! Но сбыться многим ожиданиям оказалось не суждено.

Трудно поверить, что актер, который дебютировал на экране в 1932 году, затем 34 года ждал своего звездного часа. Прежде чем прославиться, Копелян успел сняться в 28 картинах. Однако ему доставались только крошечные эпизоды.

"Старик Хоттабыч" (1956) Ефим Копелян - Джафар али Мухаммедов

В конце-концов удача улыбнулась актеру. Режиссер Эдмонд Кеосаян пригласил его на роль атамана Бурнаша в “Неуловимых мстителях”. Антагонист главных героев вышел столь колоритным, что некоторые зрители даже жалели, что в конце фильма он погиб.

Летом 1967 года в квартире Эдмонда Кеосаяна раздался телефонный звонок. Трубку сняла жена и услышала голос Копеляна: “Говорят, будет продолжение. Ты передай мужу, что я не умер. Бурнаша не убили. Он был всего лишь ранен. Он жив и здоров”.

Роль Бурнаша сделала Копеляна знаменитым на всю страну. Бурнаша полюбили. Это был достойный враг. В результате он появился во всех фильмах трилогии. С той поры Ефим Захарович стал нарасхват у кинорежиссеров.

Роль атамана Бурнаша сначала хотели отдать Ролану Быкову, но тот отказался от неё

В 1967-м он уже снимался в четырёх картинах одновременно. В 1968 году снова вышли 4 картины с его участием. А в 1969 году - уже шесть! Копелян работал на износ. Словно стремясь компенсировать все, что недополучил в молодые годы. Ему было сорок с небольшим. И казалось, что такие нагрузки нипочем. При этом актер был очень востребован и в театре.

- У меня в последнее время какие-то странные роли, - жаловался Копелян коллегам в театре. -За всех все объясню, доигрываю. Вот только что озвучил бредовое кино. Прежде чем они в кадре что-нибудь возьмут в рот, я им за кадром все разжевываю.

Копелян даже не предполагал, какая бешеная популярность обрушится на него именно после этой работы. И, кстати, не соглашался на нее. Тогда Лиознова позвонила и попросила передать Ефиму Захаровичу ее коленопреклоненную просьбу.

Отказать даме Копелян не смог.

Идея закадрового текста пришла Лиозновой не сразу. В картине снималось множество звезд экрана. И все же режиссер поняла, что повествование расползается на массу разрозненных историй. Чтобы удержать внимание зрителя, нужен был рассказчик.

На эту роль Лиознова перепробовала многих актеров. Но когда случайно услышала голос Копеляна, ее словно ударило током. Работать с требовательным режиссером было непросто. Лиознова шлифовала каждую фразу и интонацию. Озвучание затянулось на много месяцев. Это серьезно вымотало Копеляна.

***

Копелян был младшим из пяти сыновей лесопромышленника. В белорусском городе Речица семья имела два дома и оба потеряла после революции. Однако вкус к хорошей жизни Копелян сохранил до конца дней. Он любил дорогие автомобили, преферанс, трубки, заграничные сигареты.

Но путь к успеху был долгим и тернистым. 19-летний Фима вслед за братьями отправился в Ленинград, где поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Учиться приходилось вечерами. Днем Ефим работал токарем на заводе “Красный Путиловец”. Так что на занятиях едва держал в руках карандаш от недосыпа.

Неизвестно, как сложилась бы его судьба, но однажды, чтобы заработать на ботинки, Фима за компанию отправился в театр БДТ изобразить массовку в спектакле “Разлом”. Первый выход на сцену перевернул жизнь Копеляна. Юноша вдруг твердо осознал: его место здесь.

Уволившись с завода и оставив архитектурный институт, Ефим поступил на учебу в театральную студию при БДТ. Первые два года прошли под угрозой отчисления. Фима от волнения забывал текст, мог запеть не ту песню. И все же в 1935 году Копелян был принят в труппу театра, в котором проработал до конца жизни.

Коллеги всегда шли к Ефиму Захаровичу за поддержкой и защитой. Знали: он один из немногих мог сказать правду художественному руководителю Товстоногову как друг и советчик. “Он был СОВЕСТЬЮ театра”. Так говорили о нем друзья-коллеги.

Как-то один молодой актер, блеснувший в кино, позволил себе во время спектакля за кулисами хлебнуть горячительного. Едва дождавшись антракта, Копелян втащил восходящую звезду экрана к себе в гримерную и хорошенько встряхнул: “Еще раз замечу - убью. Ясно?” Для Ефима Копеляна сцена была местом священнодействия.

По злой иронии судьбы сын не унаследовал от своих любящих родителей ни характера, ни удачливости, ни таланта. Кирилл родился, когда еще семья ютилась в маленькой комнатке в коммуналке. Карьера родителей тогда набирала обороты. Они делали все, чтобы сын ни в чем не нуждался.

Копелян и Макарова считали, что только настощая любовь помогла им выжить в блокадном Ленинграде

Кирилл вырос в тепличных условиях с домработницей. Но практически без родителей. Из-за нехватки родительского внимания Кирилл еще в детстве начал придумывать себе воображаемые достижения, которыми хвастался всем вокруг. Отца, привыкшего твердо стоять на земле, это раздражало. Но сын продолжал прятаться за фантазиями.

Ефим Захарович мучился, размышляя, почему с детьми коллег-артистов у него прекрасный контакт. А со своим сыном они как чужие. И зачем парень все время врет? Кирилл хорошо пел и играл на гитаре. Не зная другой жизни, кроме актерской, он хотел пойти по стопам родителей. Но отец категорически заявил: "Трус, не способный говорить правду в жизни, никогда не сможет нести ее со сцены".

Случилось непредвиденное. Один из педагогов ЛГитмика, набирая новый курс, решил, что его мог бы украсить сын известных актеров. И обратился к другу семьи Владиславу Стрижельчику. Тот поговорил с Кириллом, и юноше вскружило голову внимание: значит, в его актерский талант верят! В результате из Института культуры, где Кирилл учился, его перевели в театральный институт, где он отучился 4 года и вышел артистом.

Кирилл Копелян с родителями

Тут все и началось. Потому что артиста из Кирила не получилось. Казалось бы, перед глазами был пример отца. Ефим Захарович до сорока лет оставался на вторых ролях: и в кино, и в театре.

Однако Копелян-младший, наследник громкой фамилии, чувствовал себя обманутым в ожиданиях. Ему казалось, что сейчас он придет в театр, и ему сразу дадут главную роль. А ему дали роль, где он сидел в оркестре в третьем ряду. Свою невостребованность Кирилл стал глушить алкоголем. Это привело к трагическому финалу.

- Кирка поддатый поздно вечером шел домой. Зимой. Ему дали по башке. Он упал. У него из кармана вытащили деньги. Мелочь какую-то. Но он замерз. И ушел из жизни.

Владимир Татосов. Народный артист РСФСР.

Кирилл Копелян. Умер в 2005 году

Хоронить собственного сына Ефиму Копеляну не пришлось. К тому моменту его самого уже давно не было в живых. И болезненные переживания за судьбу Кирилла сыграли в этом свою роль.

Впрочем, не только они. Из-за съемок он не мог присутствовать в театре на ежедневных репетициях нового спектакля. Худрука это злило.

К тому же отношения с ним в последние годы и так испортились. Ярким примером тому была история, которая случилась после смерти знаменитого актера Павла Луспекаева. Тот много лет прослужил в БДТ и ушел лишь когда из-за болезни потерял обе ноги.

Копелян считал, что было бы справедливо проводить Луспекаева в последний путь из БДТ. Товстоногов яростно возражал: -Фима ты чего прикидываешься. Подмочить столетие Ленина похоронами? И потом, Луспекаев у нас больше не работает.

Когда Копелян это услышал, то заявил: - Больше я здесь оставаться не могу!

Но покинуть родной театр, который значил больше, чем родной дом, Ефим Захарович не смог.

Ему оставалось лишь молча наблюдать, как никем не сдерживаемый авторитаризм Товстоногова рос. И худрук, которого окружало немало подхалимов, словно подталкивал к уходу из БДТ более независимых актеров: Сергея Юрского, Олега Борисова. Копелян, который считал, что уход этих талантливых актеров станет большой потерей для труппы, глубоко переживал.

Вскоре худрук театра начал позволять себе выпады в адрес Копеляна. Едва Копелян вернулся со съемок “Вечного зова”, где пережил тяжелый приступ и потерю сознания, немедленно вновь вышел на сцену.

И тут на прогоне нового спектакля перед зрителями Товстоногов внезапно остановил репетицию: -Ефим. Это неудачная попытка. Вы как не в своей тарелке. Потрудитесь начать сначала!

Побледневший Копелян остолбенел. Его впервые отчитали как школьника. Да еще и при публике. В ночь на 27 декабря перед премьерой у него начались сильные боли. Людмила Макарова, думая, что муж мучается желудком, сварила ему кашу. И боль как будто отступила.

Михаил Кафтанов: "Стараться это мало, соображать надо!"

Но уже следующим вечером после премьеры пришлось вызывать “скорую”. Актера доставили в больницу, где врачи наконец выяснили истинную причину проблем: инфаркт. В отделении кардиологии актер провел полтора месяца. Затем его направили на реабилитацию в санаторий. Казалось, еще чуть-чуть, и он будет здоров.

Вечером 6 марта 1975 года Ефиму Копеляну стало плохо. Он скончался от второго инфаркта.

Великим актерам дарована особая благодать. Даже когда они уходят из жизни, они остаются с теми, кому подарили свое сердце, всю свою душу. Они остаются с благодарными зрителями.

0 коммент.: