Любовь Чехова к актрисе Ольге Книппер
Любовь Чехова к актрисе Ольге Книппер
Он — талантливый писатель с тонким чувством юмора, она — яркая актриса с добрым сердцем. Их переписка — теплая, искренняя и полная заботы — стала примером глубокой привязанности и взаимного уважения. Откройте для себя нежную историю Антона Чехова и Ольги Книппер.
Чехов был слишком ироничен, чтобы влюбляться всерьез и надолго. До 41 года он оставался убежденным холостяком. С легкой усмешкой расставался с мимолетными увлечениями, а потом безжалостно и точно выводил образ «молодой, хорошенькой, развратной гадины» в своих рассказах. И все-таки нашлась женщина — «громадная змея», называл он ее, — приковавшая Антона Павловича к себе невидимыми цепями. Это был очень странный брак… Но другого у гениального писателя и быть не могло.
До встречи с Ольгой
Детство у Антона было трудным и бедным. В пять утра пел в церковном хоре, потом торопился в школу, а после занятий торговал сальными свечами в убогой отцовской лавке, забравшись с ногами на ящик из-под казанского мыла и съежившись от лютого холода. Решетки на окнах, дырявые подошвы, промерзшая чернильница, дурные отметки за несделанные уроки…
Лавка отца Чехова
И только Мельпомена спасала мальчика от мрачной реальности. Чехову было шесть лет, когда в Таганроге открылся новый, очень красивый театр — совсем как «Ла Скала». Каждый вечер здесь звучали классические оперы в исполнении знаменитых итальянских артистов Белатти и Зангери. Какой контраст с гадкой, насквозь пропахшей табаком лавчонкой, в которой пили пиво и обменивались пошлыми шуточками мелкие хлебные маклеры!
Таганрогский театр сегодня носит имя А.П. Чехова
Когда Антону исполнилось тринадцать, он попал на оперетту «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха — и был потрясен гармонией несочетаемого. Древнегреческая трагедия про роковую женщину, из-за которой гибнут цари и народы, подавалась под соусом французской буффонады. Забавный Менелай с рыболовным сачком и чемоданом просто не мог всерьез страдать из-за измены неверной Елены.
Менелай из оперетты «Прекрасная Елена» (худ. Дранер, 1864)
Елена из оперетты «Прекрасная Елена» (худ. Дранер, 1864)
Эта проходная в общем-то оперетка неожиданно стала символом жизни и творчества писателя Чехова.
Чехов в молодости
До встречи с Антоном
Ольга родилась в семье немецкого инженера Леонарда Книппера, работавшего в России по контракту. Отец ее был добрым, заботливым прагматиком; Леонард обеспечил дочери прекрасное образование, поощрял ее занятия живописью — но категорически запретил мечтать о театре.
Ольга в 1887 году
Из золотой родительской клетки можно было сбежать замуж. 18-летняя Ольга ответила на ухаживания 32-летнего инженера Владимира Шухова. Он удивительно похож на Чехова, но наша героиня об этом, конечно, еще не знает. Владимир умело дирижирует чувствами юной барышни, обещает ей скорую свадьбу… А через два года бросает, так и не женившись. Ольга больше не верит мужчинам; она становится циничной и учится пользоваться своими чарами в практических целях.
Инженер В.Г. Шухов (1853-1939)
А цель у нее одна — стать знаменитой актрисой. Отца больше нет, он скоропостижно скончался. Приходится выживать самой, но наконец-то можно воплотить давнишнюю мечту о сцене. Ольга становится ученицей и возлюбленной режиссера Владимира Немировича-Данченко, который в 1898 году зачисляет ее в только что созданную труппу Московского художественного театра.
Владимир Немирович-Данченко (1858-1943)
Ольга так хороша в спектаклях с Константином Станиславским, что зрители задаются вопросом: а только ли сценой ограничиваются чувства этой пары?
Ольга Книппер и К.С. Станиславский в спектакле «Чайка» (1899)
В 1898 году Ольге тридцать лет. Она словно сошла со страниц «Шампанского» Чехова: «За столом сидела маленькая женщина с большими черными глазами. Мой стол, серые стены, топорный диван... кажется, всё до малейшей пылинки помолодело и повеселело в присутствии этого существа, нового, молодого, издававшего какой-то мудреный запах, красивого и порочного. А что гостья была порочна, я понял по улыбке, по запаху, по особой манере глядеть и играть ресницами… Всё полетело к чёрту верхним концом вниз. Помнится мне страшный, бешеный вихрь, который закружил меня, как перышко».
Ольга в роли Насти в спектакле «На дне»
Письма
9 сентября 1898 года Немирович-Данченко пригласил Чехова на репетицию «Чайки», которую впервые ставил МХАТ. Ольга, игравшая главную героиню Ирину Николаевну, трепетала от волнения. А вдруг автору не понравится ее интерпретация роли? Слово драматурга — закон, Чехов может запросто заменить Ольгу на любую другую актрису.
Чехов читает «Чайку» с актерами МХАТа. Слева от него Ольга Книппер
Но — не заменил. Наоборот. «Написал сестре: «Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». А потом стал посылать письма Ольге — короткие, ироничные, игривые. Актриса с легкостью подхватила его непринужденный тон.
- Антон: «Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской. Я завидую черкесам, которые видят Вас каждый день».
- Ольга: «Получила весточку от Вас и ужасно обрадовалась, даже громко рассмеялась. А я-то думала, что писатель Чехов забыл об актрисе Книппер — так, значит, изредка вспоминаете?»
- Антон: «Да, Вы правы: писатель Чехов не забыл актрисы Книппер. Мало того, Ваше предложение поехать вместе из Батума в Ялту кажется ему очаровательным. Я поеду, но с условием… что Вы не вскружите мне голову. Вишневский считает меня очень серьезным человеком, и мне не хотелось бы показаться ему таким же слабым, как все… До 18-го!! На пароходе будем пить вино… Не забывайте писателя, не забывайте, иначе я здесь утоплюсь или женюсь на сколопендре».
Ольга в 1912 году
Начавшись как флирт, их переписка с годами обрела жизненную важность. Влюбленные виделись крайне редко. Ольга не могла уехать из Москвы, а Антон не мог там оставаться — задыхался, особенно зимой. Оставалось только писать друг другу каждый день, и несколько раз в год встречаться — в основном в Ялте, где у Чехова был дом.
- Ольга: «Я рада, что тебе там хорошо и тепло. Хотела бы перелететь к тебе хоть на несколько часов, поболтать, обнять тебя, поцеловать, потрепать, за волосы — о pardon, academicus! И подурить хочется с тобой. Но ведь это все будет, да? Пока мысленно проделываю. Посылаю тебе группки, снятые при магнии. Не пугайся меня, первый день, что я встала с постели, вроде выдры! Теперь я хорошая, розовая, теплая».
- Антон: «Жестокая, свирепая женщина, сто лет прошло, как от тебя нет писем. Что это значит? Теперь письма доставляются мне аккуратно, и если я их не получаю, то виновата в этом только ты одна, моя неверная. Пиши, собака! Рыжая собака! Не писать мне писем — это такая низость с твоей стороны! Хоть бы написала, что делается с «Тремя сестрами». Ты еще ничего мне не писала о пьесе, решительно ничего, кроме того, что была-де на репетиции или репетиции сегодня не было. Отколочу я тебя непременно, черт подери… Дни прибавляются, скоро весна, моя славная, хорошая актриска, скоро увидимся. Пиши, голубчик, умоляю тебя. Твой Тото».
Молодожены Антон и Ольга Чеховы
Почти семья
Кажется, именно Ольга сделала Антону предложение, а не наоборот. Ее письмо от 17 апреля 1901 года: «Я так ждала весны, так ждала, что мы будем где-то вместе, поживем хоть несколько месяцев друг для друга, станем ближе, и вот опять я «погостила» в Ялте и опять уехала. Тебе все это не кажется странным? Тебе самому?... Приезжай в первых числах и повенчаемся и будем жить вместе. Да, милый мой Антоша?»
И ответ Чехова: «Если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не совершится, — то я повенчаюсь с тобой хоть в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться. Из церкви укатить бы не домой, а прямо в Звенигород. Или повенчаться в Звенигороде. Подумай, подумай, дуся! Ведь ты, говорят, умная».
Молодожены Антон и Ольга Чеховы
Они и правда поженились тайно — 25 мая 1901 года, в Москве. Заскочили на минутку к матери Ольги, а оттуда — в санаторий и потом в Ялту.
Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново
Осенью Ольга вернулась в Москву, в конце февраля навестила мужа, а в марте Антон узнал из очередного письма, что Ольгу госпитализировали из-за сильных болей в животе. Она потеряла ребенка, о котором он ничего не знал.
Состояние Ольги было тяжелым: «Седьмой день лежу на спине, и это еще не конец». Из московской больницы ее не выпускали. Чехов метался по ялтинскому дому, терзаясь сомнениями и ревностью. Медицинское образование мешало ему поверить в рассказ жены о раннем сроке.
Чехов в 1903 году
Но он остался на высоте. Телеграфировал Ольге, чтобы приехала к нему восстанавливаться после операции. Дождался ее выздоровления. А в июне, неожиданно для всех, рванул на Урал — сменить обстановку.
Последние минуты вместе
Туберкулез отнимал у Чехова последние остатки сил, и без того отравленных любовью. К лету 1904 года ему стало совсем плохо. Ольга показала мужа своему родственнику, немецкому врачу, практиковавшему в Москве. Тот рекомендовал пациенту отдых в Баденвайлере — климатическом курорте Германии, славившимся мягким климатом. Но горный воздух не спас писателя.
Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново
Ольга оставила пронзительное описание последних минут Чехова — 15 июля, в три часа ночи: «Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Ich sterbe» («я умираю»)… Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда... И страшную тишину ночи нарушала только как вихрь ворвавшаяся огромных размеров черная ночная бабочка, которая мучительно билась о горящие электрические лампочки и металась по комнате…»
Из этого бокала Чехов пил шампанское в последние минуты жизни. Хранится в музее Баденвайлера
0 коммент.: