B coвeтcкoм Шepлoкe Xoлмce вcё нeпpaвильнo. Нo фильм cтaл культoвым. B чём ceкpeт?
B coвeтcкoм Шepлoкe Xoлмce вcё нeпpaвильнo. Нo фильм cтaл культoвым. B чём ceкpeт?
От перестановки мест результат не меняется? Почему вольность советских киношников при экранизации «Собаки Баскервилей» не помешала итоговому успеху фильма. Намекнём… В советском Шерлоке Холмсе всё неправильно. Но фильм стал культовым. В чём секрет? Рассказываем.
Рассказы и повести английского писателя Артура Конан Дойля о гениальном сыщике Шерлоке Холмсе и его соратнике докторе Джоне Уотсоне (в русском переводе закрепился вариант «Ватсон») являются классикой мировой литературы. Однако и среди них особое место занимает повесть «Собака Баскервилей», застолбившая за собой звание самого известного сюжета о приключениях Холмса.
И это на первый взгляд является загадкой — потому что по части изощрённости детективной интриги или яркости проявлений дедуктивных способностей главного героя это произведение не самое сильное в «шерлоковском» цикле.
Возможно, советская экранизация «Собаки Баскервилей» образца 1981 года поможет найти причину особой популярности именно этого сюжета.
Экранизация отдельно, книга — отдельно
Третья часть культового отечественного цикла телевизионных фильмов Игоря Масленникова по произведениям Конан Дойля «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей» впервые вышла на экраны 25 июля 1981 года.
Советская телеверсия «Собаки Баскервилей» от Масленникова (многие забывают или не в курсе, что первая отечественная экранизация этой повести состоялась в 1971 году — телеспектакль в постановке Антонины Зиновьевой) моментально стала классической. Вот только она никак не способствует ответу на вопрос, почему так прославился литературный оригинал.
Чтобы понять, чем так зацепила британского, а затем мирового читателя в начале XX века повесть «Собака Баскервилей» (выходила в журнальном варианте по частям с 1901 по 1902 год), нужно вспомнить историю взаимоотношений Артура Конан Дойля со своим литературным детищем и его восторженными поклонниками.
Холмс как бы умер, но…
Нередка повторяющаяся история: писатель обретает славу и успех благодаря определённому персонажу, а затем начинает тяготиться постоянными требованиями публики всё новых и новых произведений о полюбившемся герое.
Вот и Конан Дойль к 1893 году так устал от успеха своих рассказов о Шерлоке Холмсе, что решительным росчерком писательского пера «убил» знаменитого сыщика — в книге «Последнее дело Холмса».
И в 1901 году, к моменту публикации «Собаки Баскервилей», Холмс продолжал официально оставаться мёртвым. Дело в том, что Конан Дойль, поддавшись уговорам публики (а также соображениям финансовой выгоды), выпустил, выражаясь современной терминологией, литературный приквел.
Согласно хронологии жизни и деятельности сыщика, события повести «Последнее дело Холмса», то есть его предполагаемая смерть вместе со злодеем профессором Мориарти в Рейхенбахском водопаде, датируется 1891 годом. А история с проклятием рода Баскервилей и чудовищной собакой с болот относится к 1889 году.
Так что культовый характер литературной «Собаки Баскервилей» в первую очередь объясняется тем ажиотажем, с которым читатели накинулись на первую за восемь лет историю об обожаемом персонаже.
С датой всё правильно, а вот последовательность не та
Нужно отдать должное создателям советской экранизации повести: несмотря на то, что Игорь Масленников и его коллеги порой произвольно и без особой необходимости меняли содержание экранизации по сравнению с первоисточником, в этот раз с датировкой всё оказалось правильно.
В самом начале картины Холмс и Ватсон прямо сообщают зрителю, что действие разворачивается, как и задумано Конан Дойлем, в 1889 году — с помощью дедуктивных опытов над забытой посетителем тростью. На трости выгравирована дата «1884», а герои указывают, что с того момента прошло пять лет.
Правда, надолго хронологической точности в следовании оригиналу у съёмочной группы не хватает: потому что у Конан Дойля эпопея вокруг проклятия рода Баскервилей раскручивается с сентября по ноябрь, а в фильме с января по апрель.
Но вот какой момент: третья часть телецикла о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне «Собака Баскервилей» предстала перед отечественным зрителем уже после второй части (вышла в эфир в 1980-м), в которой Холмс успел не только погибнуть в схватке с Мориарти, но и «воскреснуть» спустя три года (на основе рассказа «Пустой дом»).
То есть в глазах советского зрителя создавалась следующая последовательность событий: сначала Холмс и Ватсон вступают в противоборство с преступной организацией Мориарти, сыщик якобы погибает, затем он возвращается из небытия и только спустя какое-то время после этого на Бейкер-стрит приезжает врач Мортимер и вовлекает героев в дело «собаки Баскервилей».
Концентрация мастерства и таланта — запредельная
Нужно заметить, что на исторической родине Холмса и Ватсона на этот момент обращают куда больше внимания и стараются соблюдать правильную хронологию.
Так, даже в знаменитом современном сериале «Шерлок», переосмыслившем классический сюжет на совершенно новый лад, во втором сезоне (2012) сначала показан эпизод «Собаки Баскервиля» (именно во множественном числе), а следом идёт серия «Рейхенбахский водопад», где Холмс, как и полагается, якобы гибнет, пусть и не в водопаде.
Но если наконец-то завершившаяся долгая разлука с любимым героем, имевшая место в литературной «Собаке Баскервилей», отсутствует в советской экранизации, то в чём причина особой популярности именно этой части цикла?
На самом деле ответ лежит на поверхности — на поверхности киноплёнки, запечатлевшей такую концентрацию отечественных кинозвёзд первого порядка, которую вряд ли можно найти в каком-либо другом советском телефильме.
Судите сами: Василий Ливанов, Юрий Соломин, Рина Зелёная, Евгений Стеблов, Никита Михалков, Александр Адабашьян, Светлана Крючкова, Олег Янковский, Ирина Купченко, Алла Демидова, Борислав Брондуков…
И это звёздный состав не нескольких полнометражных картин, а одного телефильма, закономерно ставшего культовым.
0 коммент.: