Шутки академика Зельдовича: остроумие великого физика

10:40 AR Ka 0 Comments




Шутки академика Зельдовича: остроумие великого физика

8 марта 1914 года в Минске родился человек, которому предстояло изменить ход истории. Яков Зельдович.Его заслуги признаны не только в СССР, но и за рубежом: он был иностранным членом Германской, Американской и Лондонской академий наук.Один из создателей атомной бомбы (1949 года) и водородной бомбы (1953) в СССР.

Яков Зельдович — не только выдающийся физик, но и человек с невероятным чувством юмора. Его остроумные замечания запоминались ученикам и коллегам не меньше, чем его научные открытия.

Лев Ландау отмечал, что ни один физик, за исключением Ферми, не обладал таким богатством новых идей, как Зельдович. 

Курчатов восхищённо восклицал: 

«А всё-таки Яшка — гений!». До самого конца войны гитлеровцам так и не удалось разгадать секрет снаряда, созданного Зельдовичем. Виталий Лазаревич Гинзбург с улыбкой вспоминал случай, когда один из партийных чиновников с недовольством заметил: «Среди выдающихся советских физиков одни евреи: Иоффе, Ландау, Зельдович, Харитон, Лифшиц, Кикоин, Франк, Бронштейн, Альтшуллер, Мигдал, Гинзбург... Хорошо, что хоть один русский есть — Халатников!». На что ему тут же ответили: «Да, только Исаак Маркович и остался».

Когда Якова Зельдовича избрали академиком, в Арзамасе-16 в его честь устроили банкет. В качестве подарка ему преподнесли черную академическую шапочку, которые носили до 1960-х годов, и плавки. На шапочке красовалась надпись «Академия Наук СССР», а на плавках — «Действительный член».

Когда Якову Зельдовичу разрешили публиковать свои научные работы в академических журналах, многие западные учёные были уверены, что под этим именем скрывается целая группа советских исследователей. Однако, как только стало известно, что Зельдович — это реальный человек, его сразу же признали гениальным астрономом!

Рассказывают, что однажды во время ожесточённой дискуссии академик Мигдал в присутствии посторонних назвал Зельдовича «жопой». Зельдович не стал отвечать на месте, но позже в одной из его статей в Успехах физических наук появился акростих, якобы приписанный Велемиру Хлебникову:

"Могучий и громадный, далек астральный лад.
Желаешь откровенья — познай атомосклад."

Подписано было скромно: "Разыскания Я.Б. Зельдовича".

Однако редакция журнала в последний момент внесла правки, заменив слова «Желаешь откровенья» на «Ты ищешь объясненья».

Он никогда не выезжал за границу, но свободно владел несколькими европейскими языками. У великого физика было как минимум пятеро детей от разных женщин.

Однажды на собрании его попросили выступить с рассуждением на философскую тему «О форме и содержании». Зельдович не стал растекаться мыслью и лаконично ответил:

«Формы должны быть такими, чтобы их хотелось взять на содержание».



 

0 коммент.: