За кулисами "Мимино": как создавали легендарную комедию и 19 удивительных фактов
За кулисами "Мимино": как создавали легендарную комедию и 19 удивительных фактов
"Мимино" – фильм, который навсегда остался в сердцах зрителей. Узнайте, как создавалась эта культовая советская комедия, что происходило за кадром, и чем этот шедевр запомнился всей стране.
Георгий Данелия – один из гениев советского кинематографа, чьи фильмы с нетерпением ждали миллионы. Его имя стоит в одном ряду с легендарными режиссерами Леонидом Гайдаем и Эльдаром Рязановым. В 1977 году Данелия подарил миру "Мимино", которая сразу покорила сердца зрителей.
Этот фильм стал образцом мастерской режиссуры, великолепного актерского исполнения и глубокого сюжета. А знаменитые цитаты, которыми пропитан каждый диалог, до сих пор оживают в повседневной речи.
Сегодня мы заглянем за кулисы съемок "Мимино" и раскроем 19 невероятных фактов о создании этого шедевра. Вас ждут уникальные истории, которые вы не найдете в учебниках по киноискусству. Готовы к погружению в мир "Мимино"? Тогда начнем!
1. Как "Мимино" стал историей о вертолетчике: неожиданное вдохновение Георгия Данелии
После триумфа фильма "Афоня" Георгий Данелия задумался о следующем проекте. На этот раз он хотел создать легкую, непринужденную историю, которая бы тронула зрителей своей простотой. Для этого он пригласил писательницу Викторию Токареву, и вместе они начали работу над сценарием о деревенской девушке, которая влюбляется в летчика, играющего на трубе в свободное время.
Сценарий был одобрен чиновниками, что стало радостной новостью для Данелии. Однако всё изменилось, когда его посетил друг и писатель Максуд Ибрагимбеков. Прочитав сценарий, Ибрагимбеков отнёсся к нему без особого восторга, но напомнил Данелии об одной истории, которую сам режиссер когда-то рассказывал. Это была забавная байка о деревенском вертолетчике, который привязывал свой вертолет к дереву и запирал его на замок, опасаясь угона.
Вспомнив эту историю, Данелия осознал, что она гораздо интереснее, чем изначальный сюжет про пилота-трубача. Он сразу же связался с Резо Габриадзе и предложил ему присоединиться к работе над новым сценарием. Габриадзе охотно согласился, и вместе с Токаревой они создали совершенно новую историю, которая впоследствии превратилась в культовый фильм "Мимино".
2. Сценарий "Мимино": работа на износ и творчество на ходу
Когда сюжет фильма был полностью переработан, подготовка к съемкам уже шла полным ходом. Это вынудило троих соавторов — Георгия Данелию, Резо Габриадзе и Викторию Токареву — работать над сценарием практически круглосуточно.
Каждый день они передавали свеженаписанные страницы второму режиссеру Юрию Кушнереву, чтобы съемочная команда могла продолжать подготовку. Костюмеры подбирали образы для персонажей, декораторы готовили необходимые локации, а сам процесс постепенно набирал обороты.
Но даже когда сценарий был окончательно завершен, он продолжал меняться. На съемочной площадке часто возникали идеи для новых сцен, или же требовалось доработать уже существующие эпизоды. Такой подход сделал фильм "Мимино" живым и уникальным, добавив в него ту искренность и непредсказуемость, которые так полюбились зрителям.
Георгий Данелия и Резо Габриадзе
3. Как "Мимино" получил своё название: от "Ничего особенного" до "Сокола"
Изначально Георгий Данелия планировал назвать свой фильм "Ничего особенного". Однако председатель "Госкино" резко раскритиковал это название, утверждая, что оно неподходящее для картины, которую планировали показывать на международных фестивалях.
Тогда Данелия предложил назвать фильм "Мимино" — в честь прозвища главного героя. В фильме говорится, что "Мимино" переводится как "Сокол". Однако многие переводчики утверждают, что правильный перевод — "Ястреб". Грузины, подтвердите! Интересно, что в английском языке слово Hawk действительно может обозначать и "Ястреба", и "Сокола", хотя для последнего обычно используется слово Falcon.
Что касается фамилии главного героя, Валико Мизандари, то её придумал сценарист Резо Габриадзе. Это была фамилия его учителя, и таким образом он решил отдать дань уважения человеку, который сыграл важную роль в его жизни.
Так фильм "Мимино" приобрёл название, которое подчёркивает его грузинский колорит и глубинный символизм, оставляя пространство для интерпретации.
4. Почему роль Валико была написана только для Вахтанга Кикабидзе
На роль Валико Мизандари Георгий Данелия даже не рассматривал других кандидатов — сценарий изначально писался специально для Вахтанга Кикабидзе. Ранее Данелия уже сотрудничал с Кикабидзе в фильме "Не горюй" и был уверен, что его живость, естественность и харизма идеально подойдут для этой роли.
Интересный факт: в титрах к фильму актер указан как Буба Кикабидзе. Это прозвище появилось благодаря первому слову, которое он произнес в детстве — "Буба". Родные стали так называть его, и имя закрепилось на всю жизнь. Узнав эту историю, Георгий Данелия решил, что это прозвище звучит тепло и по-домашнему, поэтому включил его в титры.
И еще один любопытный штрих: знаменитые усы Валико — это всего лишь накладка. В реальной жизни Вахтанг Кикабидзе не носил усов, но для образа героя они стали неотъемлемой деталью. Эта маленькая деталь сделала персонажа еще более запоминающимся и харизматичным.
5. Как монетка решила судьбу роли соседа Мимино
Выбор актера на роль соседа Мимино в гостинице оказался настоящей дилеммой. Георгий Данелия рассматривал двух великих актеров — Фрунзика Мкртчяна и Евгения Леонова. Оба были невероятно талантливы, и режиссер долго не мог сделать выбор. В итоге он решил довериться случаю и бросил монетку. Судьба улыбнулась Фрунзику Мкртчяну.
Мкртчян так органично вжился в образ Рубена, что теперь невозможно представить кого-либо другого в этой роли. Его игра стала ключевой частью фильма, а многие реплики персонажа были придуманы самим актером. Этот вклад сделал Рубена не только ярким, но и удивительно живым и запоминающимся.
Иногда простая монетка способна выбрать идеального актера для роли, которая становится легендой.
6. Как Елена Проклова без проб получила роль стюардессы
На роль стюардессы Ларисы Ивановны пробовались многие актрисы, включая Ларису Удовиченко. Однако Георгий Данелия решил доверить эту роль Елене Прокловой, не проводя никаких проб. Выбор был сделан исключительно по его внутреннему убеждению.
Проклова с радостью согласилась, даже не уточняя, какую именно роль ей предложили. По словам актрисы, для нее не имело значения, кого играть — она была счастлива работать с таким мастером, как Данелия.
Хотя роль Ларисы Ивановны была небольшой, яркий и выразительный образ Прокловой запомнился зрителям, став одной из изюминок фильма. Её появление добавило в картину легкости и очарования, которое гармонично дополнило общее настроение "Мимино".
7. Почему Арчил Гомиашвили получил роль потерпевшего
На роль потерпевшего Георгий Данелия пригласил Арчила Гомиашвили, известного зрителям по его блестящему исполнению Остапа Бендера в фильме "12 стульев".
Сам Гомиашвили с юмором вспоминал, что его выбрали на эту роль не только из-за таланта, но и благодаря его "роскошным атрибутам" — собственному автомобилю "Волга" и дубленке, которые в советское время считались символами высокого статуса.
Эта самоирония актера подчеркивает, что в "Мимино" даже небольшие роли были продуманы до мелочей, а сами актеры добавляли в свои образы особую изюминку, делая их незабываемыми.
8. Реальная пара на экране: супруги Синицыны и забавный казус в Индии
Роли супругов Синицыных в "Мимино" исполнили настоящие муж и жена — Владимир Басов и Валентина Титова. Их дуэт добавил фильму особую теплоту и достоверность.
Интересная история связана с визитом Валентины Титовой в Индию, где она представляла "Мимино" как официальный представитель картины. Местные жители проявляли к ней огромный интерес, тепло принимали и стремились пообщаться. Титову это удивляло, ведь её роль в фильме была небольшой.
Позже выяснилось, что индийские зрители ошибочно приняли её за исполнительницу роли Ларисы Ивановны, стюардессы, которую сыграла Елена Проклова. Этот курьёз стал для Титовой поводом для улыбки, а её визит в Индию — незабываемым событием.
9. Как армянское гостеприимство повлияло на сцену в ресторане
Съемки сцены в ресторане шли совсем не по плану. Съемочная группа прибыла в заведение заранее, чтобы подготовиться, ожидая его закрытия. Однако планы нарушила компания армян, отдыхающая в ресторане. Увидев Фрунзика Мкртчяна, они сразу же пригласили его за стол, а вскоре присоединились и остальные члены съемочной группы.
К моменту начала съемок многие актеры, включая самого Мкртчяна, оказались немного навеселе. Это создало непредвиденные трудности, особенно для сцены, где герой Фрунзика должен был сесть на шпагат и поднять платок зубами. В таком состоянии у актера ничего не получалось: он постоянно терял равновесие и падал.
Чтобы не терять целый вечер, Георгий Данелия решил внести изменения в сцену. Теперь платок с пола поднимает герой Кикабидзе, когда Рубен лишь пытается за ним наклониться. Этот импровизированный момент стал частью фильма, сохранив комедийный дух сцены. Такой подход показывает, как непредсказуемость на съемочной площадке может привести к забавным и незабываемым решениям.
10. Евгений Леонов: талисман Георгия Данелии
Хотя Евгений Леонов и не получил роль соседа Мимино, Георгий Данелия не мог оставить своего "талисмана" без участия в фильме. Режиссер считал Леонова неотъемлемой частью своих работ и всегда старался задействовать его, даже если это была небольшая роль.
В "Мимино" Леонов сыграл эпизодическую, но запоминающуюся роль бывшего фронтовика Волохова. Несмотря на краткость экранного времени, актер блестяще воплотил своего персонажа, добавив фильму глубины и человеческой искренности.
Этот небольшой эпизод стал очередным примером того, как даже самые короткие роли в фильмах Данелии могли оставаться в памяти зрителей благодаря таланту Евгения Леонова.
11. Зарбазан: как случайная дворняга стала звездой "Мимино"
Одной из незабываемых "звезд" фильма "Мимино" стала собака по кличке Зарбазан, что в переводе с грузинского означает "пушка". Изначально для этой роли из Москвы привезли дрессированного пса по кличке Чапа. Однако Георгий Данелия отклонил его кандидатуру, поскольку пес выглядел слишком ухоженным и домашним. Для фильма требовалась потрепанная дворняга с уличным шармом.
И тут вмешался случай: по дороге на съемочную площадку съемочная группа заметила собаку с висящим ухом, которая идеально подходила на роль. Не раздумывая, они взяли её с собой. Несмотря на отсутствие профессиональной дрессировки, собака оказалась удивительно умной и быстро обучалась всем необходимым командам.
Чтобы Зарбазан уверенно шел рядом с героем Валико, Вахтанг Кикабидзе использовал кусочек колбасы как "мотивацию". После каждого дубля пес получал заслуженное угощение, становясь полноправным участником съемочного процесса.
Когда наступило время снимать московские сцены, Зарбазана взяли с собой в столицу. А по завершении съемок режиссер Валерий Гандрабура приютил четвероногого актера у себя дома, подарив ему заботу и любящую семью. Эта история добавляет фильму особое тепло, подчеркивая, что звезды могут быть не только среди людей, но и среди животных.
12. Морозы на съемках: как актеры "Мимино" грелись у Данелии
Сцена у Большого театра снималась в условиях сурового мороза — температура опустилась до минус 36 градусов. Актеры Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян, одетые в легкие костюмы, буквально превращались в "сосульки" на улице.
Георгий Данелия, заботясь о своих актерах, в перерывах между дублями приводил их к себе домой, чтобы те могли согреться. Там они ели горячую еду, пили чай или кофе и немного приходили в себя перед возвращением на ледяную улицу.
Эта теплота не только в прямом, но и в переносном смысле слова — яркий пример того, как Данелия заботился о своей съемочной группе, создавая на площадке атмосферу взаимопонимания и поддержки. Такой подход наверняка помог актерам не только справляться с трудностями, но и выкладываться на все 100% даже в экстремальных условиях.
13. Песня "Мыла Марусенька": музыкальный талисман Георгия Данелии
Одной из фирменных деталей фильмов Георгия Данелии стала народная песня "Мыла Марусенька белые ноги". Она впервые прозвучала в исполнении Евгения Леонова в картине "Тридцать три" и с тех пор стала своего рода музыкальным талисманом режиссера, появляясь почти в каждом его фильме.
В "Мимино" эта мелодия также нашла свое место: её насвистывает герой Владимира Басова, готовя еду. Этот ненавязчивый музыкальный момент добавляет фильму особого очарования и создаёт уютную, почти домашнюю атмосферу, которая так характерна для работ Данелии.
Такие мелочи показывают, как режиссер через детали объединял свои картины, создавая уникальный стиль, узнаваемый и любимый зрителями.
14. Савелий Крамаров: как хитрость Данелии спасла сцену
Савелий Крамаров сыграл эпизодическую роль человека с "хорошими глазами" в "Мимино". Несмотря на то, что актер появился всего на несколько секунд, чиновники из "Госкино" потребовали удалить сцену. На тот момент Крамаров был в немилости из-за своей эмиграции, и его участие в фильмах строго не одобрялось.
Георгий Данелия считал, что сцена с участием Крамарова является важной и категорически не хотел её вырезать. Чтобы обойти запрет, режиссер пошел на хитрость. Он убедил чиновников, что его герой — отрицательный персонаж, который, по сюжету, получает наказание.
Этот аргумент устроил цензоров, и сцена осталась в фильме. Такая находчивость Данелии позволила сохранить яркий момент, который зрители помнят и ценят до сих пор.
15. Грузия, Москва и ГДР: как проходили съемки "Мимино"
Съемки фильма "Мимино" охватили несколько локаций, включая Грузию, Москву и даже зарубежье.
Грузинская часть съемок проходила в живописной Тушетии, в деревнях Шенако и Омало. Эти места придали фильму особую атмосферу горного уюта и колорита.
Зимой 1977 года съемочная группа перебралась в Москву. Сцены снимались у Большого театра, в Бутырской тюрьме (следственном изоляторе), Хамовническом суде, гостиницах и других знаковых местах столицы.
Для зарубежных съемок изначально рассматривались США, но бюджет не позволил реализовать эту идею. Вместо этого выбор пал на Германскую Демократическую Республику (ГДР). Даже такая поездка оказалась недешевой, поэтому команда отправилась в Германию в сокращенном составе.
Из-за нехватки актеров на месте, одну из ролей — летчика в аэропорту — сыграл оператор фильма Анатолий Петрицкий. Этот компромисс, несмотря на ограниченные ресурсы, не повлиял на качество сцены, которая гармонично вписалась в общий сюжет.
Такая география съемок сделала "Мимино" настоящим кинематографическим путешествием, а уникальные локации добавили фильму особого очарования и правдоподобности.
16. Георгий Данелия: камео режиссера в "Мимино"
Георгий Данелия, как и его коллега Эльдар Рязанов, любил появляться в своих фильмах в эпизодических ролях. "Мимино" не стал исключением. В этой ленте Данелия сыграл пилота рейса Москва–Тбилиси.
Его камео — это не только дань уважения традициям, но и своего рода "подпись" мастера, которую внимательные зрители могли заметить. Такое присутствие режиссера добавляет фильму особую атмосферу, показывая его глубокую связь с историей, которую он создавал.
17. От "Бабочки" до "Пепелаца": как МИ-2 вдохновил Данелию
Свой вертолет МИ-2 главный герой Валико Мизандари ласково называл "бабочкой", что на грузинском звучит как "пепела". Это трогательное прозвище отражало его нежное отношение к своему летательному аппарату.
Интересно, что это слово позже сыграло важную роль в творчестве Георгия Данелии. В культовом фильме "Кин-Дза-Дза" название инопланетного летательного аппарата — "Пепелац" — было позаимствовано из "Мимино".
Этот забавный факт подчеркивает, как идеи из одного фильма могут продолжать жить и эволюционировать в других работах режиссера, создавая тонкую нить, связывающую его творчество воедино.
18. Политика и цензура: как сцена с Тель-Авивом осталась в "Мимино"
Хотя "Мимино" почти не подвергся цензуре, одна сцена вызвала недовольство чиновников. Речь шла о телефонном разговоре с Тель-Авивом. В условиях напряженной политической обстановки они настояли на её удалении, несмотря на заверения Георгия Данелии, что в сцене не было никакого политического подтекста.
Режиссеру удалось найти компромисс. Он предложил оставить сцену в полной версии фильма, которая вышла в прокат, но для фестивальной версии убрать её. Это решение устроило обе стороны, и "Мимино" остался таким, каким его задумывал режиссер, хотя зрители за пределами Советского Союза не увидели спорный эпизод.
Эта история показывает, как талантливый режиссер сумел сохранить художественную целостность своего произведения, несмотря на давление цензуры.
19. Золотой приз и место в сердцах зрителей
На 10-м Московском международном кинофестивале фильм "Мимино" удостоился золотого приза, что стало значительным достижением для Георгия Данелии и всей съемочной группы. Это признание на международной арене подтвердило уникальность и художественную ценность картины.
Однако в советском кинопрокате "Мимино" занял лишь 12-е место, собрав 24,3 миллиона зрителей. Для сравнения, лидером проката стал "Служебный роман", который посмотрело более 58 миллионов человек.
Но разве количество зрителей делает фильм лучше или хуже? Конечно, нет. "Мимино" стал культовым благодаря своей искренности, юмору и теплой атмосфере, которая продолжает трогать сердца людей, независимо от рейтингов и цифр. Его сила — в том, как он объединяет зрителей, напоминая о настоящих ценностях.
0 коммент.: