Как создавался новогодний шедевр: история создания "Карнавальной ночи" и 13 удивительных фактов"
Как создавался новогодний шедевр: история создания "Карнавальной ночи" и 13 удивительных фактов"
Каждый год с наступлением новогодних праздников в наших сердцах звучат знакомые ноты: "Пять минут, пять минут…" Эта мелодия из "Карнавальной ночи" стала неотъемлемой частью зимнего волшебства. Но задумывались ли вы, как создавался этот шедевр, который неизменно возвращает нас в атмосферу праздника? Что стояло за кадром и какие истории сопровождают создание культового фильма? Читайте, и вы откроете для себя то, чего никогда не знали о знаменитой работе Эльдара Рязанова.
1. Первый самостоятельный шаг Эльдара Рязанова как режиссера
Фильм "Карнавальная ночь" стал не просто символом новогодних праздников, но и важной вехой в карьере Эльдара Рязанова. Это была его первая самостоятельная работа как режиссера, ведь до этого он снимал картины исключительно в соавторстве.
Всё началось сразу после завершения работы над фильмом "Весенние голоса", созданным в тандеме с Сергеем Гуровым. Эльдар Рязанов планировал отправиться в долгожданный отпуск, но его планы прервал директор студии "Мосфильм" Иван Пырьев. Он предложил Рязанову возглавить новый проект — музыкальную комедию.
Эльдар Рязанов
Несмотря на заманчивое предложение, Рязанов сначала хотел отказаться: отпуск был запланирован, билеты и путевки куплены. Но Пырьева это не остановило. Он лично распорядился вернуть деньги за билеты и отменить поездку. Понимая, что отказ может поставить крест на его режиссерской карьере, Рязанов принял предложение.
Для работы над сценарием он отправился в дом творчества в Болшево (сейчас это микрорайон города Королёв). Там он вместе с Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым занимался созданием истории, которая в итоге превратилась в культовую новогоднюю комедию.
2. Испытание авторитета: первые трудности на съемочной площадке
С началом съемок "Карнавальной ночи" Рязанов столкнулся с непростым вызовом. Молодому режиссеру, только начинающему свою карьеру, предстояло руководить командой опытных профессионалов, каждый из которых считал своим долгом давать советы и предлагать собственное видение.
Поначалу такая ситуация вызывала у Рязанова серьезный дискомфорт. Многочисленные советы и рекомендации мешали ему сосредоточиться на собственной режиссерской концепции. Однако, вместо того чтобы поддаться давлению, он решил довериться своим инстинктам.
Со временем Рязанов научился фильтровать советы, прислушиваясь только к тому, что действительно было важно, а все остальное оставляя без внимания. Именно эта уверенность в собственном видении позволила ему сделать "Карнавальную ночь" фильмом, который стал настоящим шедевром.
3. Людмила Гурченко: как молодая студентка стала звездой "Карнавальной ночи"
Выбор актрисы на роль Лены Крыловой оказался настоящим испытанием. На пробы пришло множество претенденток, среди которых были как профессиональные актрисы, так и талантливые любительницы. В их числе была и студентка ВГИКа Людмила Гурченко, но на первых этапах ее кандидатура была отклонена. Гурченко не впечатлила ни режиссера, ни худсовет, потерявшись на фоне более ярких участниц.
В итоге роль досталась студентке авиационного института Людмиле Касьяновой, которая активно занималась самодеятельностью. Однако уже через несколько дней после начала съемок стало ясно, что ей не хватает актерского мастерства для воплощения образа. Рязанов принял решение заменить Касьянову. По другой версии, она сама отказалась от роли ради участия в фильме "Дон Кихот".
Людмила Касьянова
В поисках новой актрисы судьба снова свела Рязанова с Людмилой Гурченко. Директор "Мосфильма" Иван Пырьев случайно заметил девушку в коридоре студии. Её искренняя улыбка и обаяние произвели на него сильное впечатление, и он настоял на том, чтобы дать Гурченко еще один шанс.
На этот раз пробы прошли идеально. Более опытный оператор подобрал правильный свет и ракурс, что позволило Гурченко раскрыть свой потенциал. В кадре она смотрелась великолепно, и Рязанов сразу утвердил ее на роль. Так студентка ВГИКа, едва не упустившая свой шанс, стала настоящей звездой и символом "Карнавальной ночи".
Людмила Гурченко
4. Как Игорь Ильинский стал незаменимым Огурцовым
На роль строгого, но комичного Огурцова у Эльдара Рязанова изначально был свой фаворит — Петр Константинов. Молодой режиссер видел в нем идеальное воплощение образа, но его выбор не поддержал директор "Мосфильма" Иван Пырьев. Константинов, по мнению Пырьева, выглядел слишком злобным и серьезным, а характер Огурцова должен был вызывать скорее смех, чем страх.
Пырьев предложил Игоря Ильинского, известного своими ролями в комедиях. Однако Рязанов с недоверием отнесся к этому предложению: популярность Ильинского вызывала у молодого режиссера опасения, что актер может игнорировать указания.
К удивлению Рязанова, Игорь Ильинский не только внимательно слушал его, но и выполнял все поручения с точностью. Более того, актер активно поддерживал режиссера, помогая создать на площадке атмосферу уважения и доверия.
Ильинский своим профессионализмом и тонким чувством юмора придал Огурцову неповторимый шарм, что сделало персонажа одним из самых запоминающихся в фильме. Эта неожиданная гармония между актером и режиссером стала одним из залогов успеха "Карнавальной ночи".
5. Как Сергей Филиппов превратил неудачный старт в блестящую игру
Первый съемочный день Сергея Филиппова, исполнявшего роль лектора Никадилова, запомнился всей съемочной группе. Актер появился на площадке в изрядно нетрезвом состоянии. Изначально режиссер Эльдар Рязанов даже обрадовался: по сценарию Никадилов должен был выглядеть "навеселе", и такое совпадение казалось идеальным.
Однако энтузиазм быстро угас. Оказалось, что Филиппов в пьяном состоянии не мог сосредоточиться, а отснятые два десятка дублей были совершенно непригодны. Тогда Рязанов решил остановить съемку, дав актеру время прийти в себя.
На следующий день Сергей Филиппов вернулся на площадку совершенно трезвым, извинился перед всей командой и показал невероятный профессионализм. Все сцены были отсняты с первого раза, а его игра добавила фильму тех самых ярких нот юмора, которые сделали Никадилова одним из любимых персонажей зрителей.
Этот случай стал примером того, как даже неудачное начало может привести к блестящему результату, если у актера есть талант и желание исправить ошибки.
6. Как Эльдар Рязанов отстоял свой авторитет на съемочной площадке
Будучи молодым и пока еще малоизвестным режиссером, Эльдар Рязанов сталкивался с попытками коллег игнорировать его указания. Один из таких случаев стал знаковым в формировании его авторитета.
Однажды Рязанов опоздал на съемки из-за задержки, вызванной Иваном Пырьевым. Когда он наконец прибыл на площадку, то с удивлением обнаружил, что оператор Аркадий Кольцатый начал съемку без него. Кольцатый посчитал, что важно сэкономить время, но такой шаг подорвал авторитет режиссера в глазах съемочной группы.
Рязанов не стал устраивать громких разбирательств. Вместо этого он спокойно поручил помощнику исключить отснятый материал из рабочей версии. Затем, заняв режиссерское кресло, он попросил переснять сцену по своему видению.
Этот спокойный, но уверенный поступок показал всем, что несмотря на юный возраст, Рязанов серьезно относится к своей работе и не допустит пренебрежения. С тех пор члены съемочной группы поняли, что с мнением режиссера нужно считаться, независимо от его опыта. Этот эпизод стал важным шагом на пути становления Рязанова как профессионала и лидера.
7. Жара под софитами: где снимали интерьеры "Карнавальной ночи"
Интерьеры для "Карнавальной ночи", в отличие от многих других фильмов того времени, снимались не в павильонах "Мосфильма", а в Театре Советской армии. Это решение добавило фильму особой аутентичности и масштабности, но одновременно создало немало трудностей для съемочной группы.
Чтобы добиться качественного изображения в цвете, требовалось большое количество мощного освещения. Софиты, установленные в театре, выделяли настолько много тепла, что в помещении становилось невыносимо жарко.
Члены съемочной группы, актеры и сам режиссер постоянно боролись с духотой, работая в условиях, которые могли бы выбить из колеи даже самых стойких. Но, несмотря на все трудности, благодаря профессионализму и выдержке команды, сцены в "Карнавальной ночи" получились яркими, красочными и завораживающими, став неотъемлемой частью волшебной атмосферы фильма.
8. Испытание худсоветом: как "Карнавальная ночь" чуть не оказалась под угрозой
На середине съемочного процесса "Карнавальной ночи" проект столкнулся с серьезными трудностями. Бюджет фильма был превышен, а сроки значительно затянуты, что вызвало недовольство чиновников. Чтобы принять решение о дальнейшей судьбе картины, они устроили просмотр уже отснятого материала.
К сожалению, заседание худсовета оказалось далеко не радостным для съемочной группы. Члены совета посчитали материал скучным и невыразительным, что вызвало волну критики. Однако, осознавая, сколько сил и средств уже вложено в проект, чиновники решили позволить продолжить съемки. Единственным условием было завершить работу в кратчайшие сроки без увеличения бюджета.
Эльдар Рязанов, услышав этот вердикт, сильно расстроился, но отказался опускать руки. Веря в свою концепцию и силы команды, он принял вызов и с удвоенной энергией взялся за завершение картины.
Упорство и талант Рязанова в конечном итоге сделали "Карнавальную ночь" одним из самых любимых фильмов в истории советского кино, доказав, что даже под давлением можно создать нечто великое.
9. Решающий взгляд Михаила Ромма: поддержка, которая спасла фильм
Когда мнение худсовета о "Карнавальной ночи" оказалось отрицательным, директор "Мосфильма" Иван Пырьев решил обратиться за советом к авторитетному режиссеру Михаилу Ромму. Пырьев понимал, что судьба картины висит на волоске, и мнение такого мастера могло стать ключевым.
Михаил Ромм внимательно посмотрел отснятые материалы, и его реакция оказалась неожиданной для всех. Он смеялся, искренне наслаждаясь просмотром, а в конце заявил, что фильм просто бесподобен.
Эти слова стали важнейшей поддержкой как для Ивана Пырьева, так и для Эльдара Рязанова. Молодой режиссер почувствовал уверенность в своем видении, а Пырьев, опираясь на авторитет Ромма, смог отстоять дальнейшее производство фильма.
Этот момент стал поворотным в истории "Карнавальной ночи", дав Рязанову и всей съемочной группе новый заряд энергии и веры в успех проекта.
10. Музыка "Карнавальной ночи": как создавались хиты, которые мы знаем наизусть
Музыкальное сопровождение стало сердцем и душой "Карнавальной ночи". Композитор Анатолий Лепин написал все музыкальные партии для фильма, а исполнил их знаменитый джазовый оркестр под руководством Эдди Рознера.
Особое место в фильме заняла песня "Пять минут". Слова для нее написал поэт Владимир Лифшиц. Изначально песня не имела четкой привязки к сюжету, но художники предложили эффектную идею: использовать огромный будильник, который символизировал бы обратный отсчет до Нового года. Эта находка сделала песню не просто украшением фильма, а его смысловым акцентом.
Воодушевленный успехом, Эльдар Рязанов попросил Лифшица написать еще одну песню — о хорошем настроении. Однако поэт отказался, посчитав, что подобная композиция не впишется в фильм.
Рязанов не сдался и обратился к другому поэту — Вадиму Коростылёву. Тот согласился, но с условием: ему нужно выделить отдельную комнату для работы, чашку хорошего кофе и пару бутербродов с икрой. Условия были выполнены, и Коростылёв быстро написал текст для будущего хита.
Так появилась песня "У природы нет плохой погоды", которая стала еще одним символом фильма и настоящим новогодним гимном для многих поколений зрителей. Музыка в "Карнавальной ночи" не только украсила фильм, но и превратилась в вечную классику.
11. Триумф "Карнавальной ночи": от критики к народной любви
Несмотря на многочисленные трудности, с которыми столкнулся Эльдар Рязанов во время создания "Карнавальной ночи", фильм все же добрался до экранов. Ни суровая критика худсовета, ни даже заказная статья, обвинявшая картину в пошлости, не смогли помешать этому. Примечательно, что лента вышла в прокат без предварительного анонса или рекламы.
Однако реакция зрителей превзошла все ожидания. Молодой режиссер был искренне счастлив, видя, как толпы людей стремятся попасть в кинотеатры, чтобы посмотреть его новогодний фильм. "Карнавальная ночь" в короткие сроки стала настоящим хитом, покорившим сердца миллионов.
Фильм не только возглавил список лидеров советского кинопроката 1956 года с ошеломляющим показателем в 48,6 миллиона зрителей, но и превратился в культурный феномен. Его песни, включая "Пять минут", стали настоящими символами Нового года, без которых трудно представить праздничное настроение даже спустя почти 70 лет.
"Карнавальная ночь" не просто пережила испытание временем, но и продолжает вдохновлять и радовать новые поколения зрителей, оставаясь вечной классикой.
12. Спин-офф "Карнавальной ночи": продолжение истории Огурцова
В 1969 году Игорь Ильинский решил вернуть к жизни своего знаменитого персонажа — Огурцова. Вместе с оператором и режиссером Аркадием Кольцатым он создал фильм "Старый знакомый", который стал спин-оффом культовой "Карнавальной ночи".
В этом продолжении истории вернулись три ключевых персонажа: сам Огурцов (Игорь Ильинский), кокетливая Ляля (Тамара Носова) и немного рассеянный лектор Никадилов (Сергей Филиппов).
Интересно, что "Старый знакомый" включил в себя сцену с лабиринтом, которая изначально разрабатывалась для "Карнавальной ночи", но так и не вошла в фильм. Чтобы идея не пропала зря, ее перенесли в новый проект, добавив динамики и интриги.
Хотя "Старый знакомый" не смог повторить успех своего предшественника, он стал интересным дополнением для поклонников оригинального фильма и сохранил дух знаменитой новогодней комедии.
13. Возвращение к классике: "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя"
В 2007 году Эльдар Рязанов решил вновь обратиться к своему легендарному фильму и создать продолжение под названием "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя". Лента стала не просто прямым сиквелом, а своеобразным переосмыслением оригинала с элементами мета-истории.
Из старого состава в фильме появились Людмила Гурченко и Владимир Зельдин, которые вновь порадовали зрителей своим присутствием. Однако сюжет происходил в реальном времени, где оригинальный фильм "Карнавальная ночь" уже существовал, а сам Рязанов якобы пытался снять продолжение.
Главным антагонистом стал директор ДК Кабачков в исполнении Сергея Маковецкого, с которым герои, включая режиссера, "воюют" за возможность реализовать новый проект.
Фильм стал попыткой сохранить дух классической комедии и передать его новому поколению зрителей, одновременно напоминая о неувядаемой магии оригинальной "Карнавальной ночи". Несмотря на неоднозначную критику, картина вызвала теплые эмоции у поклонников творчества Рязанова, подарив возможность вновь окунуться в атмосферу любимой истории.
0 коммент.: