Чeтыpe интepecныx фaктa o cъёмкax кинoкoмeдии "Becнa" 1947 гoдa
Чeтыpe интepecныx фaктa o cъёмкax кинoкoмeдии "Becнa" 1947 гoдa
В период с тридцатых по пятидесятые годы фантастика в СССР имела особую роль в жизни страны. Перед советскими писателями, драматургами и кинематографистами ставилась задача рассказывать читателям и зрителям о ближайшем будущем советской науки и техники. Руководители советской культуры поощряли и поддерживали только те произведения в жанре фантастики, которые популяризировали советскую науку ближайшего будущего.
Фильм режиссёра Григория Александрова «Весна» являлся типичным образцом таких произведений. Уже на склоне лет Григорий Васильевич Александров признался, что почти все киноленты он снимал по прямому заказу киноруководства страны. Но это не мешало ему вкладывать свою душу в каждый выпущенный фильм.
Как научно-фантастический фильм стал музыкальной комедией.
История фильма «Весна» началась ещё в довоенные годы. Примерно за полгода до начала войны молодые советские драматурги Александр Раскин и Морис Слободской написали театральную комедию в трёх действия «Звезда экрана», которую незадолго до войны успел поставить московский Мюзик-холл. Но ввести комедию в постоянный репертуар помешала война.
Через пять лет к комедии вернулись вновь. Авторы слегка её актуализировали, и она вновь появилась на театральной сцене.
Примерно в то же время Александров получил заказа снять жизнеутверждающий фильм о советских учёных. И тогда режиссёр сам выбрал эту театральную пьесу за основу будущего сценария.
По сути, сценарий фильма полностью повторяет сюжет театральной комедии. Картина, в основу которой легла забавная путаница известной учёной и киноактрисы, должна была не только развеселить зрителей, но и продемонстрировать мощь советской науки.
Понятно, что главную роль, а точнее, две главные роли: учёной Никитиной и актрисы Шатровой, он отдал своей супруге, кинозвезде первой величины Любови Орловой.
Учёной по изучению Солнца Никитина стала не сразу.
Интересно, что первоначально по киносценарию героиня фильма занималась рефлексологией в Институте физиологии. Но к моменту утверждения сценария рефлексология была признана неактуальным и даже ошибочным направлением в советской науке. Тогда Александров решил направить усилия Никитиной в область ядерной физики, в том числе на разработку атомной бомбы. Но здесь режиссёру сразу дали по рукам. Дескать, не лезь в такую закрытую тему со своей комедией. Перебрав ещё несколько научных направлений, таких как селекция, биология, и даже фундаментальная математика, по совету консультанта фильма Петра Капицы, Александров решил проучить героине изучать солнечную энергию.
Тема вполне нейтральная и в то же время может поразить любого обывателя своей грандиозностью! Худсовет не был против такого варианта.
Уже через много лет Александров признался, что прототипом героини фильма стала в то время засекреченная 42-летняя учёная, специалист по атомной энергетике, доктор химический наук Зинаида Васильевна Ершова. Именно с неё Александров и Орлова срисовали свою Никитину.
Эпизоды с научным оборудованием снимали на знаменитой пражской киностудии «Баррандов», где ранее снимались подобные фильмы и уже имелись нужные декорации.
Как в кадре сделали двойника Орловой?
Во время съёмок главная сложность была с «раздвоением» актрисы Орловой. По сценарию есть несколько эпизодов, в которых учёная Никитина и актриса Шатрова находятся в одном кадре. И не просто находятся, но и ведут диалог, поют песню и т.д.
Сегодня, в век компьютеров, с такой задачкой справится даже подросток, который хоть немного знаком с каким-нибудь видео редактором. Но в то время это было серьёзной проблемой. Александров перепробовал множество способов, включая зеркала и комбинированные съёмки с проекционными экранами. Но нужной реалистичности добиться не удавалось. И тогда оператор фильма Юрий Екельчик предложил простой, но очень эффективный способ: поочередно перекрывать половину обзора камеры заслонкой.
Происходило это так. Сначала закрывали одну половину обзора камеры специальной заслонкой, и Орлова в гриме Никитиной в левой половине кадра играла с Черкасовым нужную сцену. Потом плёнку отматывали назад, переставляли заслонку на другую сторону, и теперь уже справа в кадре, в гриме актрисы Шатровой, Орлова играла другую роль с актёром Сидоркиным.
В итоге в кадре получались идеальные двойники одной актрисы, и многие киноспециалисты, в том числе и за рубежом, долго не могли понять: как же это было сделано? Ну а режиссёр с оператором не торопились раскрывать свои маленькие секреты.
В эпизоде с Фаиной Раневской, обошлись обычной дублершой.
Первое появление легендарной эмблемы «Мосфильма»
Фильм «Весна» также знаменателен и тем, что в начальных титрах картины впервые появился знаменитый логотип «Мосфильма» - скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Причем в этом фильме была отснята настоящая скульптура, установленная на улице. Чуть позже специально для киностудии Мухина сделала небольшую гипсовую копию, которую было удобно снимать непосредственно в павильоне.
Более сорока лет гипсовая скульптура верой и правдой служила для съёмок логотипа, пока её не заменил электронный макет.
Сегодня скульптурная миниатюра отправлена на почётный отдых и является одним из экспонатов музея «Мосфильма».
Михаил Лешков.
Опубликованы кадры из фильма "Весна" (1947 год).
0 коммент.: