Страницы

четверг, 21 ноября 2024 г.

Eвдoкия Гepмaнoвa: «Тaбaкoв был пpaв… Миp мoжнo удивить тoлькo coбoй»

 


Eвдoкия Гepмaнoвa: «Тaбaкoв был пpaв… Миp мoжнo удивить тoлькo coбoй»

8 ноября 65-летие отметила одна из самых эпатажных актрис – заслуженная артистка России Евдокия Германова.



Ее много лет называют «русской Джульеттой Мазиной» и «Чарли Чаплиным в юбке». Но те, кто ходит на ее спектакли, — идут конкретно «на Евдокию Германову». Потому что эту «безбашенную особу», как она сама себя называет, — по большому счету сравнивать не с кем. Разве что только с самой собой. И трагик, и клоунесса в одном лице. «Взрывоопасная смесь» и в творчестве, и в жизни. Эксцентричная, резкая, непредсказуемая.

В биографии Евдокии Германовой немало парадоксальных фактов и кажущихся сумасбродными поступков. Например, ставшая несколько лет назад достоянием общественности ее трагическая история с усыновлением детдомовского мальчика. Или история о том, как Олег Павлович Табаков по «волчьей» 33-й статье с треском выгнал свою любимую ученицу из «Табакерки», когда она, улетев в Лондон репетировать антрепризу, не явилась на свой спектакль. На два года актриса была отлучена от родного театра, чуть не стала бизнес-леди, но вернулась. И вернулась триумфально!


Предлагаю небольшое интервью Евдокии Германовой 2015 года.

«ТАК И НЕ СТАЛА РЕВОЛЮЦИОНЕРКОЙ»

— Евдокия, после Крыма творческая среда вновь живо заинтересовалась политикой, мнения резко разделились. Интересно, вы по какую сторону баррикад?

— Нет, сейчас это не моя тема. Вот во время работы над очень острым спектаклем «БерлусПутин» у меня было некое раздвоение личности, когда я, в принципе барышня не политизированная, превратилась в «осведомленного» человека. Я там играю актрису, которая вслепую подписывает контракт и только на встрече с режиссером узнает, что она должна играть жену Путина – Людмилу Александровну. И не просто играть – а должна импровизировать, текста практически нет. Там шутовство, сатира, но получилось очень забавно! И тогда я действительно начала более-менее разбираться в политике.

Самое смешное, что параллельно я участвовала в мюзикле Лоры Квинт «Я – Эдмон Дантес» по роману Дюма, где, как известно, одна из главных тем – тема мести. Погружаясь в материал, я даже ходила в Центр Сахарова — изучала переписку Людмилы Улицкой и Михаила Ходорковского… Но, слава богу, так и не стала революционеркой. (Смеется.)

— Ничего себе «погружение»! Какая интересная аналогия: граф Монте-Кристо – Михаил Ходорковский… Думаете, будет мстить?

— Уверена, что не будет. Но… Сейчас мне вообще больше интересна психология человека, что у него в мозгах, в душе, в чувствах. Жизнь на политику тратить не хочется. Я — актриса. Я лучше стратегию гениев буду изучать, психологию творчества.

В фильме «Розыгрыш», 1976 год

В фильме «Возвращение сына», 1977 год

«Портрет с дождем», 1977 год

«Новые приключения янки при дворе короля Артура», 1988 год

МОЦАРТ, СИФИЛИС И «КОНЦЕРТ ОБРЕЧЕННЫХ»

— В спектакле «Последняя ошибка Моцарта» вы играете вдову Моцарта. Вы ответили для себя на вопрос: в чем стратегия и психология этого гения?

— Во-первых, я безумно люблю музыку Моцарта. Я реву над его произведениями, но и выздоравливаю после его музыки. Она абсолютна! И стратегию Моцарта я тоже изучала.

После его смерти осталось же множество вопросов. Например, известно, что масонская ложа оплачивала Моцарту исследования, как с помощью музыки воздействовать на людей. Он до последнего бился над этой загадкой и, кстати, судя по всему, очень далеко продвинулся. Когда его спрашивали: а как вы так гениально пишете? Он отвечал: «Я просто вижу, что две ноты влюблены друг в друга…» Здорово, правда?

— И все-таки кто его убил?

— Версий много. Он же болел сифилисом, чтобы излечиться, — пил ртуть…

— Это достоверный факт?

— Абсолютно. Поэтому и не мог иметь детей. От чего он умер? Точно не Сальери его отравил. Это все Пушкин придумал. Может, от сифилиса умер, может, от чего-то еще.

И музыка могла его убить… Ведь кто-то считает, что Моцарт все-таки выполнил заказ масонской ложи, и «Концерт обреченных», который он писал, действительно существует, и на самом деле может убивать людей…

«Падение вверх», 1998 год

«На дне», 2000 год

«Русское», 2004 год

«Ищейка. Новые серии», 2023 год

ИЗ-ЗА ЖАННЫ Д’АРК ЧУТЬ НЕ СОШЛА С УМА

— Наркоманка — в «Киксе», полусумасшедшая ведьма — в «Охотнике»… Очень часто ваши героини, мягко говоря, экстравагантны, с отрицательным обаянием. Вам именно такие образы интересны?

— И такие, в том числе. Главное, чтобы они не были скучными. Моя профессия счастливым образом показывает «ходы любви». И я всегда буду любить людей даже самых подлых, если их играю, я всегда буду их защищать.

Со своим учителем О. Табаковым. Фото из открытых источников

— Вы ведь учились у Олега Павловича Табакова. Какой он вам дал самый главный урок в жизни?

— Главных уроков, которые я, может, не сразу поняла, но запомнила, было множество.

— Например.

— Например, он нас предупреждал: чем больше успехов будет у каждого из нас, тем меньше людей будет рядом с нами, которые будут радоваться нашим победам. Останутся самые преданные, настоящие. И это сбылось!

А еще я как-то, еще в студенческие годы, спросила его: «Как играть, когда всё уже переиграно? Чем можно удивить мир?» И он ответил: «Удивить мир можно только собой». Как раз в этот момент он сделал со мной дипломный спектакль по пьесе Жана Ануя «Жанна д’Арк». И Олег Павлович сказал: «Ну, давай, попытайся стать Жанной д’Арк ». И я честно попыталась. Даже в историческую библиотеку залезла, читала там выступления Жанны, когда шло над ней судилище. Но в какой-то момент погрузилась в образ слишком глубоко. Я её философию полностью приняла всерьёз. Типа, если идти до конца на самопожертвование, как она, то для тебя нет никаких пределов, запретов и препятствий. Так заигралась, короче… А подобное состояние несовместимо ни с профессией актёра, ни вообще с современной жизнью. Тогда нужно просто уходить в монастырь! Чуть с ума не сошла. Репетиции остановились…

— И что предпринял учитель?

— Табаков поставил жёсткое условие: либо ты сегодня вечером сыграешь премьеру, либо спектакля вообще не будет. Это была экстремальная ситуация. А я — человек экстремальных ситуаций, очень хорошо чувствую себя в подобной атмосфере. И вот этот странный парадокс от Табакова, что удивить мир можно только собой, воплотился во время того премьерного спектакля про Жанну.

Я не помню ни числа, ни времени года, но этот вечер родил меня как актрису. Всё, что было во мне, я именно тогда и показала. Я в тот момент стала лучшей для себя самой!

— Евдокия, сейчас вы сами преподаете актерское мастерство. Как человек, поступивший в театральный вуз с шестой попытки, можете сказать, в чем главный критерий актерского таланта?

— Я знаю точно одно: в актеры следует идти только тем, кто Богом да мамой с папой на это дело рассчитан. В противном случае это будет пожизненная каторга не только для самого горе-артиста, но и для всех окружающих.



А отличительная черта актерского таланта, на мой взгляд, – наличие «атома солнца» в человеке. Часто этот атом бывает врожденным, иногда приобретенным, но без него в нашей профессии никак. Поэтому я в своих студентов в первую очередь ищу эту живую искорку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий