Иcтopия oднoгo шeдeвpa: чтo cкpывaeт "Bcaдницa" К. Бpюллoвa?

01:53 AR Ka 0 Comments

 


Иcтopия oднoгo шeдeвpa: чтo cкpывaeт "Bcaдницa" К. Бpюллoвa?

"Всадница" - знаменитая картина Карла Брюллова, созданная в 1832 году по заказу графини Юлии Самойловой. Работа находилась в личной коллекции русской аристократки, и около 40 лет о ней не было известно практически ничего. Незадолго до смерти разорившейся Самойловой, в Париже прошла распродажа её имущества. «Всадница» была приобретена одним из комиссионеров, а затем картина попала в Петербургское общество для заклада движимых имуществ, а оттуда в 1893 году его приобрёл Павел Третьяков.

Карл Брюллов, "Всадница", 1832. Холст, масло. 291,5 × 206 см

Начало работы над картиной

В 1821 году К. Брюллов окончил Академию художеств с большой золотой медалью, после чего ему было предоставлено право отправиться в зарубежную поездку. Вместе с братом, архитектором Александром Брюллов, они успели посетить Германию, после чего обосновались в Риме.

К. Брюллов. Автопортрет. 1848.

Итальянский период Брюллова примечателен не только плодотворной работой, но и знакомством с Юлией Самойловой. Их первая встреча произошла, скорее всего, в художественном салоне княгини Зинаиды Волконской.

«...известный К. Брюллов питал к ней чувства более сильные, чем дружба: он писал без конца портреты графини и повторял её тип на своих картинах».

Портрет З. Волконский

Знаменитый римский фонтан Треви — фасад палаццо Поли, второй этаж которого занимала Зинаида Волконская.

В Милане, на вилле Юлии Самойловой, художник начал работу над "Всадницей". В том же 1832 году «Всадница» была выставлена в миланской Академии изящных искусств Брера. Итальянцы сравнивали Брюллова с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком, а поэт Феличе Романи писал: «То, чем мы, безусловно, восхищаемся в этом действительно новом для нас по жанру и сюжету произведении, это свобода, смелость и лёгкость в его исполнении».

Портрет графини Самойловой. Художник Б.-Ш. Митуар, 1825, Государственный Эрмитаж.

Картина украшала интерьер миланской виллы графини Самойловой. Об этом же сообщали некоторые современники, например, побывавший там в 1838 году поэт Василий Жуковский.

Сюжет

Портрет исполнен Брюлловым в виде жанровой сцены. Молодая девушка на вороной лошади подъезжает к открытой террасе богатой виллы. Считается, что художник изобразил виллу Самойловой - ее дом, обстановка которого выделялась невероятной роскошью, находился на «застроенной патрицианскими особняками» улице Борго Нуово.

"Всадница".

Маленькая нарядно одетая девочка восхищённо смотрит на главную героиню картины. Мохнатый спаниель лает, кружась под ногами коня. Собака расположена так, что завершает собой треугольник, в который вписана всадница и её конь. Некое беспокойство достигается благодаря накренившимися от ветра деревьями и тревожно бегущими по небу облаками.




Всадница облачена в модный костюм, предназначенный для верховой езды, хрупкая талия девушки стянута корсажем. Тёмный головной убор оттеняет нежный румянец и голубые глаза. Вуаль создаёт своеобразный ореол вокруг головы героини.


До сих пор искусствоведы спорят о том, кто же именно был моделью. Долгое время было принято считать, что художник изобразил именно графиню Самойлову. В пользу этого говорит надпись «Samoylo…», сделанная Брюлловым на ошейнике собаки, находящейся рядом с лошадью, а также тот факт, что художник неоднократно изображал Самойлову в своих работах.


Однако не так давно было выдвинуто предположение о том, что на картине изображена воспитанница графини - Джованнина Пачини, а маленькая девочка — Амацилия Пачини. Девочки были дочерьми композитора Джованни Пачини, друга Самойловой, автора более 70 опер (одна из них, «Последний день Помпеи»).

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком». Юлия Самойлова.

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком». Джованнина.

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Пачини». Юлия Самойлова.

Фрагменты «Портрета Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с Амацилией Пачини». Амацилия.

Карл Брюллов. Портрет Джованнины Пачини.

Дж. Пачини.

Ляпы

В картине есть несостыковки, которые были допущены художником осознанно...Ветви деревьев согнуты ветром, однако вуаль на шляпке наездницы повернута в другую сторону.


Конь встал на дыбы, а хрупкая девушка сохраняет спокойствие. Волнение резко осажденного скакуна, его беспокойство, готовность встать на дыбы вынудили бы девушку натянуть поводья и наклониться. Всадница Карла Брюллова демонстрирует безупречную осанку и спокойствие, ее лицо почти бесстрастно.

Как было отмечено в документальном фильме «История одного шедевра» Третьяковской галереи, красота Брюллову была гораздо важнее правды.




0 коммент.: