Уникaльный oдувaнчик Фaбepжe. Издeлиe, кoтopoe не мoгут пoвтopить coвpeмeнныe ювeлиpы
Уникaльный oдувaнчик Фaбepжe. Издeлиe, кoтopoe не мoгут пoвтopить coвpeмeнныe ювeлиpы
Самыми известными ныне работами императорского ювелира времен Николая II – Карла Фаберже, считаются пасхальные яйца. Эти яйца император заказывал у мастера в подарок супруге Александре Федоровне и матери Марии Федоровне. Однако, помимо яиц, Фаберже, конечно же, изготавливал для царской семьи и другие украшения и ювелирную галантерею.
Мастерская Карла Фаберже
До наших дней, к примеру, дошло поистине уникальное изделие, созданное Карлом Густавовичем и его мастерами примерно в 1914 г. – золотой одуванчик с бриллиантами. Этот одуванчик когда-то был частью целой серии каменных цветов, изготавливавшихся в мастерской Фаберже. Ныне это изделие хранится в Оружейной палате Кремля, куда оно попало относительно недавно.
Роскошный подарок простой москвички
В 1994 г. в музей пришла пожилая женщина, проживавшая в Москве, в маленькой квартирке, где-то на окраине города. Посетительница предложила сотрудникам палаты забрать у нее необычное изделие, которое, как она уверяла, было создано до революции Карлом Фаберже.э
Сначала сотрудники музея отнеслись к рассказу женщины скептически. Однако увидев коробку, которую она вытащила из сумки, сразу поняли, что их ждет что-то интересное. С первого взгляда стало ясно, что показавшаяся на свет коробка - оригинальная старинна упаковка именно мастерской Фаберже.
Обмануты в своих ожиданиях сотрудники Оружейной палаты не были. Женщина достала из коробки изделие, которое восхитило окружающих. Это был изготовленный с необыкновенным мастерством каменный одуванчик. Конечно же, роскошное изделие сразу же стало одним из главных экспонатов экспозиции музея.
Каменные цветы Фаберже
Известно, что изготавливать каменные цветы Карл Фаберже начал еще в конце XIX в. Однажды к нему в мастерскую принесли на реставрацию необыкновенно красивый букет каменных цветов работы китайских мастеров. Увидев это изысканное изделие, Фаберже пришел в восторг и решил непременно создать собственную коллекцию таких же каменных цветов.
Каменный цветок императрицы Александры Федоровны
Стебли этих цветов, веточки и тычинки Фаберже в последующем изготавливал из золота или серебра. Лепестки и листья вырезались из драгоценных или поделочных камней. Для изготовления вазочек под цветы мастера Карла Густавовича обычно использовали большие куски горного хрусталя. Сосуды из этих кусков вырезались таким образом, чтобы казалось, будто бы они наполнены водой.
Одуванчик
Точно в такую же хрустальную вазу поместили мастера Фаберже когда-то и одуванчик, ныне хранящийся в Оружейной палате. Стебель этого цветка был изготовлен из золота, а «тычинки», на которых закреплены пушинки – из серебра. Листочки мастера сделали из нефрита. Сами пушинки в изделии Фаберже использовались натуральные. То есть в мастерскую доставили настоящие «парашютики», собранные с одуванчиков в поле.
По воспоминаниям одного из мастеров Фаберже, закреплялись пушинки на «тычинки» цветка в мастерской с помощью крохотных алмазов. Эти переливающиеся и сверкающие сквозь пух бриллианты были обработаны огранкой «роза».
То, что пух в изделии Фаберже использовался именно натуральный, специалисты поняли, рассматривая одуванчик через микроскоп. Ворсинки «парашютиков» оказались слоистыми и имели натуральные микроскопические шипы и ответвления.
Уникальная технология
Как именно Фаберже удалось создать одуванчик с настоящими пушинками, так и осталось неизвестным. В XIX – XX вв. Фаберже был знаменит не только в России, но и за рубежом. Его изделия считались люксовыми и другие мастера, конечно же, часто их копировали.
Изготавливали ювелиры и каменные одуванчики, похожие на цветок Карла Фаберже. Однако «парашютики» во всех этих изделиях использовались асбестовые. Не смогли повторить одуванчик Фаберже с настоящими пушинками и современные ювелиры.
Известно, что в мастерской Фаберже когда-то был изготовлен не один такой одуванчик. До наших дней сохранилось еще три экземпляра подобных изделий. Однако эти одуванчики ныне хранятся не в российских музеях, а за рубежом.
0 коммент.: