Страницы

пятница, 15 ноября 2024 г.

Кaк чудил нa тeaтpaльнoй cцeнe нapoдный apтиcт CCCP Бopиc Aндpeeв

 


Кaк чудил нa тeaтpaльнoй cцeнe нapoдный apтиcт CCCP Бopиc Aндpeeв

Не все знают, что знаменитый советский киноактёр Борис Андреев в начале своей творческой карьеры играл в театре. После окончания Саратовского театрального училища в 1937 году Андреева приняли в труппу Саратовского драмтеатра имени Маркса. И почти сразу он получил главную роль в постановке «Тарас Бульба».

Именно с этим спектаклем, который театр показывал не только в Саратове, но и возил по другим городам, произошло несколько забавных историй.

Об этом друзьям и коллегам рассказывал сам актёр на посиделках в киностудии «Мосфильм» в конце 70-х годов. Кстати, именно в роли Тараса Бульбы его впервые увидел Иван Пырьев, когда театр был на гастролях в Москве. Поражённый его комплекцией и талантливой игрой, режиссёр после спектакля прошёл за кулисы, познакомился с актёром и предложил ему карьеру в кино. Именно так, ещё до войны, в нашем кинематографе появился такой яркий и талантливый киноактёр, будущий народный артист СССР.


Но в те довоенные годы он играл в провинциальном театре, который часто выезжал на гастроли. И именно на гастролях происходили неожиданные и забавные истории, которые часто веселили зрителей в зале.

Например, когда они играли «Тараса Бульбу» в Астрахани на сцене местного театра, Борису Андрееву пришлось выкручиваться перед полным залом по вине местного звукорежиссёра.

В сцене, когда Тарас Бульба убивает своего сына, Андреев со словами «Я тебя породил, я тебя и убью!» наводит на него бутафорское ружьё. В этот момент звукорежиссёр должен включить в динамики звук выстрела, после чего актёр, играющий сына, падает.

Сыграли всё как положено. Андреев поднял ружью, а выстрела нет. Несколько секунд он ожидал выстрела, но его не было. В зале зрители стали недоуменно шушукаться. И Андреев, чтобы спасти неловкую ситуацию, отбросил ружье, вытащил из-за пояса саблю и, замахнувшись, как бы зарубил сына. Тот упал.

В этот момент, наконец, растолкали задремавшего звукорежиссёра, и на сцене прозвучал громкий выстрел. В зале засмеялись, а Андреев зло плюнул и ушёл за кулисы. Ведь сцена глубоко трагическая, которая должна вызывать у зрителей слёзы, но не смех. Короче, весь спектакль насмарку.

После приглашения Пырьева в 1938 год Борис Андреев сыграл в фильме «Трактористы». После этого он стал штатным актёром киностудии и в театре больше никогда не играл.

Ещё смешнее получился финал спектакля в Ставропольском театре драмы. Постановка заканчивается казнью Тараса Бульбы. Его живьём сжигают. На сцене Бориса Андреева привязывают к бутафорскому дубу. Далее к нему подходят «ляхи» с бутафорскими факелами и делают вид, что поджигают привязанного Тараса Бульбу. В это время играет траурная музыка и опускается занавес. Трагический финал, как и должно быть по Гоголю.

Но в Ставрополе был очень старый театр. А механизм занавеса был сделан ещё в середине девятнадцатого века и часто заедал. Музыка пошла, Тарас Бульба, привязанный к дубу стоит. «Ляхи», «подпалив» Бульбу и видя, что занавес не опускается, тихо уходят за кулисы. Несколько секунд молчаливая сцена. Так как занавес не опустился, зрители сидят на местах и ждут продолжения спектакля, разглядывая привязанного Андреева. Наверное они подумали, что Тарас Бульба сейчас на их глазах будет гореть по-настоящему.


Андрееву из-за кулис шепчут, что занавес сломался и уже не опустится. Ну что тут делать? Борис Фёдорович, зло плюнув, приподнимает привязанный к нему дуб и вместе с ним, как медведь, вперевалку уходит за кулисы. В зале смех и овации! Тарас Бульба не погиб!

Сергей Полонский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий