Страницы

четверг, 31 октября 2024 г.

Cмeшныe oгoвopки нaшиx вeликиx apтиcтoв: Oлeг Дaль бoльшe вcex пoвeceлил

 


Cмeшныe oгoвopки нaшиx вeликиx apтиcтoв: Oлeг Дaль бoльшe вcex пoвeceлил

Ох, как же я люблю байки и легенды о наших великих артистах. Вот это были глыбы и настоящие мастера своего дела, которые крепко вписали себя в историю и навечно останутся в сердцах. Но почему то поколение актёров так сильно отличается от нынешнего? - этот вопрос меня волнует очень давно, и ответ на него не так прост, как мне думается. Поговорим об этом чуть ниже, но сначала несколько историй про наших великих.

Олег Даль

Дорогие читатели, после моей недавней статьи о том, как артисты забывают текст роли на сцене, я прочитал много ваших комментариев, что вам хочется больше читать именно такие статьи, а не про проблемы и разборки. Что ж, спешу порадовать вас и сегодня поговорим про оговорки. Забытый текст можно подсказать, в конце концов, можно самому иногда произнести текст за партнёра и спасти спектакль, а вот если артист на сцене оговорится, да ещё так, что полностью поменяет смысл - это проблема посерьёзнее.

Хороший спектакль - это всегда живой организм. Каждый спектакль, даже самый отрепетированный и железно застроенный режиссёром или который играется уже в 200-й раз, не похож на предыдущий. В хорошем спектакле должно быть дыхание, должна быть жизнь, а не то он будет скучным и неестественным. А в очень хорошем спектакле всегда есть новые моменты и место для импровизации. Но иногда живость и импровизация возникают именно из-за внезапных оговорок и прочих оказий. Ведь задача артистов - во что бы то ни стало сделать так, чтобы зритель ничего необычного не заметил или посчитал, что так и должно быть.

Наверняка вы прекрасно знаете много историй об оговорках наших великих артистов. Я очень люблю эти легенды! Когда-то у нас была рубрика на канале с актёрскими байками (напишите, пожалуйста, в комментариях - если вам интересно, то я обязательно возрожу этот формат). Многие истории уже стали золотой классикой актёрских баек и рассказываются студентам театральных вузов с большим трепетом и любовью. У меня есть несколько самых любимых историй. Например, обожаю все байки и легенды про Евгения Евстигнеева. Величайший артист и один из немногих истинных гениев русского театра. Но Евстигнеев не всегда мог запомнить текст и из-за этого частенько возникали казусы.

Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов

В прошлой статье я рассказывал как Евстигнеев забыл свой финальный монолог в спектакле «На дне» и просто простоял несколько минут молча. Тогда польский режиссёр Анджей Вайда, которого Волчек пригласила на спектакль сказал: «Сколько я видел постановок этой пьесы, но ваша самая лучшая - какое же интересное решение играть финальный монолог без слов! Ваш Евстигнеев настоящий гений!» И таких легенд и баек про наших великих артистов очень много.

А вот мои любимые оговорки. Олег Ефремов играл царя в спектакле про Декабристов и на одном из спектаклей сказал: «Я в ответе за всё и за свет!» (вместо «всех»). Ситуация накалилась, а Евстигнеев, не выходя из образа: «Ну тогда уж и за газ, Ваше Величество!». А знаменитейшие оговорки про Волобуева, «зелёновый берет», «Мой мух» и прочие - каждый раз они меня веселят. И ведь каждый раз спектакли не срывались, а лишь украшались импровизацией и живыми моментами.

Но, пожалуй, больше всего меня веселит как Олег Даль на одном из спектаклей, играя офицера в самый накалённый момент крикнул роте солдат: : «За кашу, Родину и Сталина!» (вместо «За нашу Родину»). Массовка и артисты не растерялись и подхватили его оговорку . Все прокричали Далю а ответ: «За кашу!!!» и понеслись за кулисы с радостными возгласами: «За кашу!» Игорь Кваша рассказывал, что Далю потом долго припоминали эту «кашу», а он извинялся перед коллегами, каждый раз краснея. Более того, Кваша говорил что именно на том спектакле в ложе сидели какие-то представители тогдашней власти, и Даль очень боялся что ему за «Кашу» что-то сверху прилетит. Но не прилетело.

Олег Даль

И это всё прекрасные и забавные истории, только вот, иногда оговорки могут и сорвать спектакль. Я много раз слышал байку о том, как актёр Гарик Острин в первой же фразе спектакля выдал: «Поручик Уточкин разбился, и это всколыхнёт города Бордо и Марсель!» (вместо «приземлился»). Сюжет сразу поменялся, актёры стояли в ступоре и посмеивались, а режиссёр дал занавес, потому как дальше играть было нечего, ведь в самом начале спектакля объявили о кончине главного героя. Да, эту байку всегда рассказывают с юмором, но я своими глазами видел как актёры моего прошлого театра забыли первую сцену. Они не смогли выговорить ни слова, беспомощно смотрели друг на друга, за кулисы, начали ходить по сцене и изображать какую-то игру. В итоге, режиссёр дал занавес, вышел к зрителям, извинился за технические неполадки и спектакль снова начали через 15 минут. Но артистам объявили выговор, лишили премии и хорошенько отругали.

Я и сам однажды оговорился на спектакле так, что чуть не сорвал всё действие. Когда представлялся на сцене, вместо имени своего героя, назвал имя моего партнёра по сцене. Заслуженный артист, который со мной играл, не растерялся (за что ему огромное спасибо )и сказал: «О, меня также зовут» и весь спектакль мы и все остальные актёры выкручивались. А режиссёр похвалил всех, что не сорвали спектакль, не засмеялись, но меня пожурил. Я было возразил ему, что примерно такое же было с Евстигнеевым, но режиссёр побагровел, рассмеялся и сказал мне чтобы я никогда не сравнивал себя с ним. И он абсолютно прав. Тем артистам зрители могли простить многое за их прекрасную игру. А нынешние актёры, порой, играют весьма посредственно, но при этом, умудряются намеренно смешить партнёров и оправдывать свои оговорки тем, что и великие оговариваются.

Даль и Евстигнеев

Так почему такая разница между теми актёрами и нынешними? Я думаю дело в воспитании, культуре и том менталитете. Тогда люди действительно служили искусству, а сейчас всё чаще не актёрством, а бизнесом занимаются, продавая себя. А вы как думаете почему? Очень интересны ваши мнения.

А если что-то в спектакле идёт не по плану, всему коллективу спектакля необходимо сделать всё возможное, чтобы действие вернулось к норме. Ни в коем случае нельзя смеяться, отворачиваться от зрителя и уходить со сцены. А то было у меня в практике, когда один артист оговорился, замолчал, начать краснеть и стоять, как истукан, а все партнёры взяли и ушли со сцены, оставив его одного отдуваться. Необходимо помогать, выруливать ситуацию и спасать спектакль. Но самое интересное, что актёры очень боятся зрительской реакции, когда что-то идёт не так. Зритель же, как правило, наоборот поддерживает артистов. У нас однажды декорация упала прямо во время самой драматической сцены. И зритель не засмеялся, а зааплодировал. Мы зарядились этой энергией поддержки и отыграли что так и должно быть. Подняли декорацию в образах, как-то отшутились и продолжили.

Я в спектакле



Комментариев нет:

Отправить комментарий