Миxaил Кузнeцoв

11:33 AR Ka 0 Comments

 


Миxaил Кузнeцoв

Одним очень мрачным вечером 1941 года на задворках «Мосфильма» стоял и курил бесподобно красивый молодой человек. Молодой человек был очень озабочен, сводками с фронта, своей ролью (второй в его жизни) и своей дальнейшей участью: когда на фронт, удастся ли доснять фильм? И потому полный невысокий человечек чудаковатого вида, что вот уже битый час беззастенчиво разглядывал красивого актера, вызывал у него только раздражение. И когда тот наконец завел разговор – молодой человек отделался несколькими односложными фразами.

Молодой человек даже не догадывался, что в этот момент стоит на пороге главного события своей жизнь. Как минимум – своей главной роли. Красивого молодого актера звали Михаил Кузнецов. Чудаковатого человечка – Сергей Михайлович Эйзенштейн. А рукопись, лежавшая в режиссерском портфеле, была озаглавлена «Иван Грозный».

У Кузнецова была идеальная для советской системы биография. Происхождение крестьянско-пролетарское. Родился 25 февраля 1918 года в маленьком подмосковном городе Ногинске. После смерти отца вместе с матерью уехал на Дон, там было сытнее и спокойнее. В станице Тихорецкая, где они поселились, увлекся художественной самодеятельностью, ставшей главной его радостью. У Михаила был приятный баритон, был музыкальный слух, что давало ему, еще очень юному, право на активное участие в этих звонких, шумных постановках. Правда, роли ему поручали, как сказали бы в профессиональных театрах, «на выходах»: лакей в «Свадьбе» Чехова, носильщик в «Слуге двух господ» и т. п. В конце концов, за старательность, за обаяние, которое уже тогда покоряло зрителей и особенно зрительниц, он получил роль Труффальдино… А потом мать решила вернуться в Москву. Там Михаил окончил ФЗУ – фабрично-заводское училище. Работал на 1-м Шарикоподшипниковом заводе, где снова занялся самодеятельностью. Но репертуар здесь был иным и роли были иными. Впрочем, «роли» – это сказано чересчур громко. Героев Кузнецов по-прежнему не играл.


Судьба открылась Михаилу Кузнецову в 1935 году под именем Государственной оперно-драматической студии. А открывал ее – студию и судьбу – ни больше ни меньше, как сам Станиславский. Константин Сергеевич Станиславский навсегда остался для Миши кумиром и любимым учителем. Увы, Мастеру не довелось вручить дипломы своим первым выпускникам – Константин Сергеевич скончался в 1938 году. Но студия (уже не Станиславского, а имени Станиславского) исправно работала, а Михаил прилежно учился.

Именем МХАТовца Михаил Артемьевич будет гордиться до конца жизни. Хотя… вот парадокс – в театре толком играть ему так и не довелось. Ибо в один прекрасный день в жизнь его вошло кино… Его кинопробы понравились Михаилу Гавронскому. Режиссер сразу сообразил, кто заставит зрительниц заворожено прильнуть к экрану. Ибо явившийся на пробы студент был на диво хорош собою. Двадцатидвухлетний Михаил Кузнецов был не просто красив – он был прекрасен, как видение. И Михаил Кузнецов был утвержден на главную роль в фильме о жизни старшеклассников с незамысловатым названием «Приятели». Фильм быстро выпал из кинооборота, но случилось главное, Михаила Кузнецова заметили режиссеры. В 41-43 годах Кузнецов снимается много, как никогда. Закончил «Машеньку». Сыграл у Пырьева в «Секретаре райкома» молодого партизана Сашу Руссова.

За всеми этими событиями Кузнецов совсем забыл о той давней встрече на Мосфильме… как вдруг в коридоре гостиницы нос к носу столкнулся с тем же толстеньким взлохмаченным человеком в бежевом костюме. Теперь-то Михаил уже знал – знаменитым режиссером Сергеем Эйзенштейном.


Эйзенштейн протянул руку – ладонью кверху:

– А я-то вас и ищу! Между прочим, я дам вам почитать один сценарий…

Михаил сценарий прочитал и заинтересовался. И, возвращая рукопись, спросил, какую роль Сергей Михайлович предназначил ему. Тот улыбнулся – лукаво, как умел только он:

– А сами-то не догадываетесь?

Михаилу была предназначена роль Федора Басманова.

В сценарии образ Федьки был прописан схематично. Он устоялся, только когда на площадке появился Кузнецов. Эйзенштейн записывает в дневнике:

«Завтра я пошлю Мишу Кузнецова изучать глаза барса для роли Федьки Басманова. Серые глаза Кузнецова для этого годятся. Ему нужно поймать взгляд! Взгляд барса. Тело барса. Прыжок барса. Барс, впивающийся в свою жертву»

А дальше началась нешуточная схватка двух школ. Эйзенштейн рассматривал актера сквозь призму мейерхольдовского театра, где тот – средство пластического выражения режиссерского замысла. Кузнецов же хотел доходить до глубины образа сам, будучи учеником самого Станиславского. Воспоминания об Эйзенштейне Кузнецов так и назвал: «Мы спорили…»

В результате же получилась картина, все создатели которой вписали свои имена в пантеон киноискусства. Натура любимца грозного царя, лютого опричника Федьки Басманова, получилась у Кузнецова невероятно многогранной и естественной. Народ диву давался, как легко и незаметно невинный юноша может превратиться в подлинного садиста и изувера. А прекрасный Басманов Кузнецова, в «Пляске опричников», один из самых узнаваемых эпизодов мирового кино.


К сожалению «Иван Грозный» не понравился Сталину. Фильм лег на полку. А Кузнецов столкнулся с отсутствием работы. Наступил период малокартинья, да еще на «Мосфильме» набирал властные обороты личный враг актера Иван Пырьев, с которым Кузнецов не поладил еще во время съемок «Секретаря райкома».

Кузнецов решает перебраться на Киевскую киностудию. Было ли это решение правильным? Сначала казалось, что да. Студия, конечно, не блистала шедеврами, но вдруг выдала блокбастер «Тарас Шевченко», где Кузнецову досталась драматическая роль солдата Скобелева. За нее он получил Сталинскую премию первой степени. И все-таки на Киевской студии Кузнецов снимался много, но малоудачно. Особняком стоит фильм Владимира Брауна «Матрос Чижик». По признанию Кузнецова это его любимый фильм, самый заветный.


«Матроса Чижика» до сих пор иногда показывают по телевидению. Как и «Марью-искусницу» Александра Роу, где Кузнецов сыграл сказочного солдата. Именно по «Марье-искуснице» помнит Кузнецова широкий зритель. Впервые после долгого перерыва Кузнецов снимался в Москве, на студии Горького и сразу такой успех. Казалось бы, с этим фильмом он триумфально вернулся в столицу. Но нет, здесь его никто не ждал. «Марья-искусница» стала последним безусловным шедевром Кузнецова. Дальше косяком пошли возрастные роли.

С годами Кузнецов махнул рукой на заветы молодости, когда спорил с великими. На вопрос одного из зрителей насчет творческих планов обескураженно ответил: «Планы? Их у меня нет. В драматическом театре я не работаю. Куда меня пригласят – туда и пойду». И вообще в результате долгой работы на Украине для Кузнецова сложилась парадоксальная ситуация. Когда его предлагали выдвинуть на звание Народного СССР, завистники говорили: «За что ему давать? Кузнецов в последние годы снимался на студии «Довженко», пусть Украина его и выдвигает». А когда на Украине обсуждали его кандидатуру на очередное звание, там завистники кричали: «Кузнецов давно живет в Москве и числится в штате «Мосфильма», пусть они и награждают его».


Из последних киноработ Кузнецова зрители конечно же, помнит его князя Прозоровского в «России молодой» и Михаила Кутузова в фильме «Багратион». Всего же на счету Михаила Артемьевича более 50 картин.

Михаил Кузнецов умер в сквере, что в начале Кутузовского проспекта, рядом с гостиницей «Украина». Было это среди белого дня. Умер, как бы не заметив своей смерти. Говорят, такую кончину Господь посылает праведникам.

Добрый солдат из киносказки нашего детства…




0 коммент.: