Пoлувeкoвaя кapьepa в кинo извecтнoгo coвeтcкoгo aктёpa Aлeкcaндpa Лeбeдeвa

08:44 AR Ka 0 Comments

 


Пoлувeкoвaя кapьepa в кинo извecтнoгo coвeтcкoгo aктёpa Aлeкcaндpa Лeбeдeвa

Он был одним из самых востребованных киноактёров в советском кино. И хоть режиссёры не стояли к нему в очереди с главными ролями, без работы актёр никогда не оставался. В его фильмографии, по разным данным, от ста шестидесяти пяти до ста восьмидесяти киноработ. В основном эпизоды и роли второго плана.

Александр Лебедев родился в 1930 году в городе Воскресенске Московской области в простой рабочей семье. Отец не вернулся с войны, и мать, работая подсобной рабочей на заводе, одна поднимала троих детей.

А. Лебедев.

Ещё в 6-м классе Александр стал ведущим актёром школьного театра. А в старших классах о другой профессии уже и не думал. Мать с иронией относилась к увлечению сына и не очень верила в его актёрское будущее.

После школы она отпустила его в Москву поступать в театральное училище, а сама уже договорилась на заводе о месте ученика токаря для сына. Дескать, никуда он там не поступит, а хорошую, серьёзную профессию мужику иметь надо.

Но Александра приняли в ГИТИС на актёрский факультет. На вступительном экзамене он покорил преподавателей отрывком из поэмы Твардовского «Василий Тёркин», во время исполнения которого он подыгрывал себе на гармошке и лихо отплясывал. Получился целый концертный номер, который помог ему поставить школьный учитель.

Что интересно, на одном актёрским курсе с ним учился Вадим Тонков, а на режиссёрском курсе Борис Владимиров - будущие звезды советской эстрады (Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична), которые ещё в институте делали совместные шуточные номера, разыгрывая смешных старушек. Так вот, Александр Лебедев некоторое время весьма недурно играл в их команде третью забавную старушку. Но дальше студенческих капустников он с ними не пошёл.

Кинодебют 23-летнего актёра состоялся в знаменитом фильме «Верные друзья». Ему только-только вручили актёрский диплом, и он сразу же получил приглашение от режиссёра Михаила Калатозова сыграть небольшую, но яркую роль. Он играл молодого и весёлого матроса, который несколько раз появлялся на экране, в том числе участвовал в «операции» по заманиванию героя Василия Меркурьева на плот вместо комфортабельной каюты.

"Верные друзья" (1954).

Задорного и улыбчивого актёра сразу же приметили другие кинорежиссёры, и он на многие годы застрял в амплуа простоватого весёлого парня, потом мужичка. Это добродушный прохожий, попутчик, сосед, коллега по работе, фронтовой товарищ и т.д. и т.п. Короче, тот персонаж, который был нужен буквально в каждом советском фильме.

"Море зовёт" (1955).

"В нашем городе" (1959).

Многие годы он был штатным актёром киностудии «Мосфильм» и снимался в трёх-четырёх картинах ежегодно. Звёзд с неба не хватал, но популярность и узнаваемость имел по всей стране.

"Драгоценный подарок" (1956).

Как-то Леонид Утёсов сформулировал шуточный признак советской звезды эстрады или кино: если у вас перестают спрашивать паспорт на почте, в гостинице, в милиции и т.д., а сразу узнают и стараются угодить, то можете считать, что вы уже звезда!

Так вот, у Александра Лебедева во время поездок на съёмки служащие гостиниц в самых разных уголках страны тоже редко спрашивали паспорт, а увидев, улыбались и просили автографы. И это при том, что он не играл в кино главных ролей и не имел почётных званий. Да и его фамилию знали далеко не все любители кино.

"Поединок" (1957).

За свою более чем полувековую карьеру Александр Иванович снимался у многих знаменитых кинорежиссёров. И не где-то в массовках, а в ярких эпизодах с репликами и с крупными планами.

"Всадники" (1972).

В его жизни всё было хорошо. Любимая работа, любимая супруга, с которой он прожил более пятидесяти лет, обожаемая дочка.

"Джентльмены удачи" (1971).

Всё закончилось после распада СССР. Работа пропала, а все накопления после денежной реформы сгорели. Надо было приспосабливаться, чтобы как-то жить дальше и не голодать. В 90-е годы Александр Иванович устроился актёром в небольшой театр, которые в те годы появлялись как грибы после дождя. Так как в труппе он был самым известным актёром, то все главные роли в спектаклях были его. Правда, получал он за это сущие копейки. Но у других и такой работы не было.

"Фронт в тылу врага" (1981).

В 1998 году прямо на сцене у него случился инсульт. На восстановление ушло несколько месяцев. Работать в театре он уже не мог, так как стала подводить память. Зато началась эра телесериалов, где Александр Иванович легко справлялся с ролями, так как в кино в этом плане намного проще, чем в театре.

"Война и мир" (1967).

В 2007 году случился ещё один инсульт, который уже приковал актёра к постели. Отказали ноги и одна рука. Как назло, его 72-летняя супруга неудачно упала и сломала шейку бедра. Оба пожилых человека оказались в постели без возможности себя обслужить. Единственным человеком, который что-то мог делать, была их взрослая дочь, с которой они проживали вместе. Но она сама состояла на учёте в психоневрологическом диспансере и не всегда могла обслуживать себя. Что уж говорить об обездвиженных родителях.

"Во бору брусника" (1989).

Страдая от мании преследования, дочка не выходила из дома и никого не пускала в квартиру. Сердобольные соседи понимали, что у них совсем нет продуктов, и оставляли около двери квартиры хлеб и другую готовую еду, предполагая, что дочь сама вряд ли что-то сможет приготовить.

"Из жизни Фёдора Кузькина" (1989).

Но это продолжалось недолго. 2 сентября 2012 года дочка сама позвонила в Скорую помощь и сообщила, что её отец скончался.

"Возвращение "Броненосца" (1996).

В конце 2012 года в «Собеседнике» вышла статья с описанием последних дней жизни актёра Александра Лебедева. Вот что рассказали соседи по лестничной площадке:

«…от такой жизни Александр Иванович, ранее очень доброжелательный и приветливый, превратился в подозрительного, даже озлобленного человека. Он перестал к себе подпускать медицинских работников, сотрудников соцзащиты. Ни белье менять, ни мыть себя не давал. Только однажды удалось нам сделать в квартире уборку, а его помыть, постричь. Но потом – всё. Потому он весь зарос бородой, опустился. Ведь обслуживать себя он не мог. А что в их доме творилось, вы сами видели! Они там, извините, все ходили под себя…».

Когда по вызову приехала Скорая, дочь им не открыла. Пришлось вызывать полицию, чтобы взломать дверь. Но для оформления необходимых документов потребовалось время, поэтому дверь вскрыли лишь на следующий день.


Александр Иванович был мёртв. И суд по всему, уже давно. У его супруги ещё теплилась жизнь. Её срочно отвезли в больницу. Правда, прожила она там
потом тоже недолго. 56-летнюю дочь тоже поместили в стационар для душевнобольных. Отчаянное положение дома окончательно нарушило психику бедной женщины.

Вскрытие тела 81-летнего актёра не проводилось, так как у МВД не было основания считать его смерть неестественной. Поэтому точную дату смерти установить не удалось. Врачи могли лишь предположить, что он умер в период с 28 августа по 2 сентября. Поэтому официальной датой смерти стали считать 2 сентября. Это тот день, когда дочь позвонила в Скорую помощь и сообщила о смерти отца.

Позже врач, который лечил Александра Ивановича от инсульта, рассказал, что собирался поместить его в стационар, но тот сам отказался и подписал все отказные документы. Он объяснил это тем, что не может оставить дома супругу и больную дочь. Сказал, что сам будет заниматься своей реабилитацией. Но, как позже стало известно, с кровати от так и не смог подняться.

По мнению врачей, в результате инсульта у актёра была повреждена та область мозга, которая отвечала за координацию движения, и вряд ли его сознание нарушилось. Так что актёр до последних минут, скорее всего, находился в здравом уме. Даже страшно представить, что осознавал он перед своей смертью, видя, в каком состоянии находятся его супруга и дочь.

Прах Александра Лебедева захоронили в колумбарии Домодедовского кладбища, которое находится в Подмосковье, недалеко от аэропорта «Домодедово».


Там же рядом, чуть позже похоронили и прах его супруги.

Дина Нерубина.



0 коммент.: