Aктep, кoтopый cмeялcя cквoзь cлeзы. Фpунзик Мкpтчян
Aктep, кoтopый cмeялcя cквoзь cлeзы. Фpунзик Мкpтчян
Фрунзика Мкртчяна любили буквально все. Внешне он казался баловнем судьбы: яркие роли, блистательный актерский талант, всенародная любовь, которая не раз его выручала. Его узнавали на улицах, на рынках ему могли дать все, что угодно за бесплатно. В госучреждениях у него не требовали паспорта.
По легенде, актер потерял удостоверение личности, да и не нужно ему было оно, ведь его узнаваемое лицо и большой нос были лучшими документами. И даже в его родной Армении в кабинетах партийных боссов висел именно его портрет. Но даже самые преданные поклонники отмечали, что у их любимца очень грустные глаза. А ведь мало кто из зрителей знал, насколько несчастным человеком был Мкртчян, и часто ему приходилось изображать смех сквозь слезы.
Путь к мечте
Актер родился в 1930 году в семье армян, спасшихся от турецкого геноцида. Отец дал первенцу необычное имя – Фрунзик. Тогда армян часто обвиняли в национализме, и они, желая доказать обратное, порой называли детей очень странно. Вот и будущая звезда советских комедий получил свое имя в честь легендарного революционера. Но когда уже актер стал популярным, поклонники дали ему другое имя, которое, по их мнению, больше подходило ему, Мгер. Означает оно «Солнце».
Детство Мкртчяна сложно назвать счастливым. Отец пил, мог поднять руку на детей, если был не в духе. Сверстники издевались над худенькими и слабым мальчиком. Родители будущего актера были обычными рабочими: мать – посудомойка, отец – табельщик, который позже отсидел 10 лет за кражу небольшого отреза ткани.
Быть актером Фрунзик поначалу не помышлял. Отец мечтал, чтобы его сын стал художником, тем более у мальчика хорошо получались портреты и особенно смешные шаржи на родственников и соседей. Но ребенка неожиданно привлек мир кино. Пытаясь хоть как-то стать ближе к нему, он развешивал покрывало на лестничной площадке и устраивал представления на радость соседям.
Но мечте не сразу было суждено осуществиться — юному Фрунзику пришлось взять на себя обязанности главы семьи. Кем только он не работал, чтобы прокормить близких. В 13 лет Мкртчян бросил школу и через пару лет устроился помощником киномеханика. Вот тут он понял, что нашел то, что ему действительно нравится. А киномеханик, видя рвение своего подопечного, отвел его в театральную студию. Но первый же выход юного актера на сцену закончился разочарованием.
Подросток должен был сказать всего одну фразу, но его несуразный вид и, даже по армянским меркам, слишком большой нос вызвали взрыв смеха в зале. Юноша расстроился, но уже позже понял, что заставить улыбаться публику может не каждый. Несмотря на первый блин комом, желание стать актером стало еще сильнее.
Альберт Мкртчян, брат актера:
«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей. Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль».
Уже во время учебы в театральном институте талантливый парень снялся в эпизоде фильма «В поисках адресата». Но настоящую славу ему принесли роли Джабраила в «Кавказской пленнице…» и шофера Рубика Хачикяна в «Мимино». Интересно, что режиссеры разрешали ему импровизировать (другим актерам не позволяли самодеятельности), а многие шутки, ставшие поистине народными, Фрунзик придумал сам.
«О чем эти «Жигули» думают?», «Спасибо, я пешком постою», «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?»… — и это не весь список фраз, которые появились именно чувству юмора актера.
Популярность Мкртчяна была поистине фантастической. Он не мог спокойно прокатиться в метро, потому что люди сразу его узнавали и начинали аплодировать. Фрунзик мог уехать отдыхать в Сочи, имея в кармане 1000 рублей, и вернуться, не потратив ни копейки. И даже в Кремль, куда он приехал получать Государственную премию СССР за фильм «Мимино», его пропустили без документов.
Армен Джигарханян, актер:
«Глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он — Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови. Он до сих пор остается для меня неразгаданным. Думая о нем, я понимаю, что не могу разобраться в одном вопросе: что же является сутью нашей профессии? Как актер должен разговаривать со зрителем — «на вы» или «на ты»? Вот Фрунзе народ сразу признал за своего».
Трагическая любовь
Актер был женат три раза. Первый брак с однокурсницей Кнарой распался быстро. Но когда Фрунзик встретил студентку театрального вуза Донару Пилосян, понял, что это любовь на всю жизнь. Первые годы их совместной жизни были похожи на сказку. Любимая подарила супругу дочь Нунэ, позже родился сын Вазген. Избранница обожала Мкртчяна, позже они начали сниматься вместе – именно Донара сыграла жену Джабраила, персонажа Фрунзика, в «Кавказской пленнице…». Казалось бы, судьба улыбнулась артисту: дружная семья, дети, признание и успех. Но потом все поменялось.
Донару вдруг начала одолевать беспричинная ревность: она устраивала мужу скандалы, если даже он задерживался на несколько минут, подозревала его в том, что уезжает он не на гастроли, а к очередной любовнице, хотела всюду сопровождать избранника, не пускала его домой, била посуду… Мкртчян вначале успокаивал супругу, пытался поговорить, объяснить, а, поняв, что бесполезно, начал сам срываться. Он и до этого неровно дышал к алкоголю, а из-за проблем в семье начал пить еще больше, не хотел возвращаться домой, а предпочитал гулять один по городу.
По совету друзей, Фрунзик почти что силком отвел Донару к психиатру. Диагноз специалиста был неутешительным: у женщины шизофрения. Но и тогда актер не опустил руки: обращался не только к отечественным врачам, но и зарубежным. Однако медики ничем помочь не смогли – болезнь только прогрессировала: супруга все чаще погружалась в свой иллюзорный мир, перестала узнавать близких.
Проблемы в семье не могли не отразиться на карьере актера: он все чаще отказывался от ролей, желая быть рядом с близкими. Предложения стали поступать все реже. В конце концов, Мкртчян согласился на то, чтобы поместить жену в Севанскую психиатрическую больницу, которая находилась во Франции.
Фрунзик остался один воспитывать детей. Нунэ вышла замуж и уехала в Аргентину. А вскоре и Вазген начал вести себя странно. На этот раз актер понял все сразу и показал наследника специалистам. Подозрения отца подтвердились: болезнь Донары передалась сыну по наследству. Эта новость окончательно скосила артиста, а Вазгена он тоже был вынужден оставить в той же клинике, где и находилась его жена. Однако родные люди уже не узнавали друг друга. Порой, встретившись в больнице, они проходили мимо.
Фрунзик долго переживал, топил свое горе в вине. Но, казалось бы, у него появился еще один шанс обрести счастье, однако и браку с Тамарой Оганесян уже через год тоже пришел конец.
В середине 80-х Мкртчян оставил кинематограф, а в начале 90-х ушел из родного театра, обидевшись, что его не выбрали главным режиссером. С этого времени актер начал злоупотреблять алкоголем еще больше.
Вообще, артист всегда любил выпить. На съемках «Мимино» он практически не появлялся трезвым, и режиссеру Георгию Данелия даже пришлось ставить ультиматум: или Мкртчян завязывает с дурной привычкой, или на его место найдут другого актера. Тогда Фрунзик продержался ровно десять дней.
Вахтанг Кикабидзе, актер:
«После ресторана Фрунз уговорил прокатиться по ночной Москве. Мы мчались, уворачиваясь от машин и сигналя. А когда приехали в гараж, Фрунз тут же положил голову на руль и мгновенно заснул. Он был абсолютно пьян».
Из-за любви к спиртному у артиста начались проблемы с печенью, и он даже пережил клиническую смерть – врачи чудом смогли его спасти. Режиссеры уже не были к нему благосклонны: запойный актер – беда.
В конце 80-х Мкртчян окончательно вернулся в родной Ереван. Сниматься в кино он уже тогда перестал, но начал работу над созданием собственного театра. Все деньги он тратил на лечение сына, но, поняв, что шансов на выздоровление нет, опустил руки. Из последнего запоя Фрунзик уже не вышел. В канун нового 1994 года нашел уже мертвого актера в пустой квартире его родной брат Альберт. Официальная причина смерти: инфаркт. Родственники актера отрицали, что у актера была алкогольная зависимость.
Альберт Мкртчян, брат актера:
«Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».
Дочь актера Нунэ скончалась через пять лет после смерти отца из-за оторвавшегося тромба. В 2003 году не стало Вазгена: в могилу его унес цирроз печени. Донара Пилосян умерла в 2011 году. Последние 25 лет жизни она провела во французской психиатрической больнице. Театр, над созданием которого трудился Мкртчян, открылся уже после его смерти.
0 коммент.: