Eё нaзывaли «глaвным мaльчишкoй Coвeтcкoгo Coюзa», a узнaвaли тoлькo пo пocлeднeй poли

02:18 AR Ka 0 Comments

 


Eё нaзывaли «глaвным мaльчишкoй Coвeтcкoгo Coюзa», a узнaвaли тoлькo пo пocлeднeй poли

— Сэр, это же дама, ей 34 года и у нее есть дочь!

Почтенный Бернард Шоу был поражен, узнав, что мальчишка-актер, которого он только что обнял и потрепал по щеке, на самом деле — взрослая женщина. В 1930-х годах великий драматург посетил премьеру спектакля «Том Кенти», поставленного на сцене московского театра по знаменитому роману Марка Твена «Принц и нищий», и ему настолько понравилась игра актеров, что он пришел за кулисы выразить свое восхищение.

Шоу в тот день встал перед тем «мальчишкой» на одно колено и поцеловал актрисе руку.

Наша героиня в спектакле «Том Кенти»

Не все ее знали в лицо, но голос Валентины Сперантовой был известен каждому ребенку Советского Союза. Она прожила удивительную жизнь, более полувека посвятив любимой профессии. Познала и небывалый успех, и горький провал, кружила головы мужчинам и не раз оказывалась на волосок от гибели, выручала других, но не смогла спасти родного человека. Что бы у нее в жизни ни происходило, она была настоящей во всем.

Первая актриса

Валентина всегда с теплотой вспоминала родной город Зарайск: свой дом, увитый диким виноградом, русскую печь на кухне и огромный сад. Здесь маленькая Валюша впервые вышла на сцену и даже успела почувствовать себя настоящей театральной примой.

Ей тогда было пять или шесть лет. Однажды к матери пришла ее сестра, которая играла в местном любительском театре:

— Дай нам Валюшку, нам нужно ее показать в одной пьесе. Отвезем и привезем на извозчике.

Наша героиня в детстве

Театр возглавляла известный скульптор Анна Семеновна Голубкина, она стала первым в жизни нашей героини художественным руководителем:

— Вот так, Валюша, пойдешь в эту комнату, там тебе дадут пряник, откусишь его, покажешь публике и дальше будешь есть. А остальные пряники возьмешь домой.

Она все так и сделала. В глаза бил яркий свет, зрителей Валя почти не видела и толком не поняла, что произошло, но точно знала — это что-то очень хорошее. Домой ее отвезли, как первую актрису — на извозчике, закутав в теплый платок, да еще и с гонораром в виде кулька пряников.

Мама

Семья у Валентины была большая. Она родилась 24 февраля 1904 года и стала восьмой из девяти детей Александра Дмитриевича и Матрены Федосеевны Сперантовых.

Семья Сперантовых

Отец умер рано, когда Вале было десять лет. Во главе семьи встала мать. Матрена Федосеевна была совершенно потрясающим человеком — жизнерадостная, очень деятельная. В ней было столько энергии, что в руках все кипело и спорилось.

Однажды в школе ставили спектакль. С замиранием сердца юная Валя ждала, какая роль ей достанется. Но учительница так и не назвала ее фамилию. Тогда она набралась смелости, подошла к ней и спросила:

— Почему мне не досталась роль, ведь я читаю стихи лучше всех в классе? Мне бы так хотелось сыграть.

— Знаешь, Валюша, я почему дала роль другим девочкам… потому что у них богатые родители, они могут сшить им для спектакля любое платье. А у вас большая семья, маме твоей трудно. Я это знаю. Поэтому ты не огорчайся, ну посмотришь в этот раз из зала.

Валя зажала рот, чтобы не расплакаться прямо в классе, и побежала со всех ног домой, к маме. Матрена улыбнулась, усадила дочь рядом с собой, раскрыла одну из своих толстых книг и стала читать ей сказки. И всю печаль как рукой сняло.

Матрена Федосеевна Сперантова, мать Валентины

Несмотря на все трудности, Матрена Федосеевна старалась, чтобы у каждого ее ребенка было детство. Когда после тяжелого дня она оставалась со своими ребятишками с глазу на глаз, всегда старалась их чем-нибудь занять. Читала, устраивала домашние спектакли, дурачилась наравне с детьми и была у них первой заводилой и выдумщицей. А как талантливо она пародировала соседей!

Много лет спустя Валентина вспоминала: именно то, что дала им в детстве мать, это и было как раз началом ее мечты о сцене.

Валентина Сперантова в молодости

В Москву!

Путь на сцену не был простым. В юности Валю пригласили в труппу местного драматического театра. Там произошла встреча, которая обещала быть судьбоносной, но ею не стала. Один заезжий московский актер оценил ее талант и пригласил в Москву, пообещав устроить в столичный театр. Наивная Валентина собрала свои немногочисленные вещи и отправилась навстречу мечте. Однако никто ее в столице не ждал, а актер оказался обычным болтуном.

Валентина Сперантова в спектакле «Единая боевая»

В расстроенных чувствах девушка собралась было обратно, да не доехала - заболела тифом и еле выкарабкалась. Пока лежала в больнице, решила — не судьба с актерством, лучше станет художницей. Она хорошо рисовала и поступила в Высшие художественно-технические мастерские, где преподавала все та же Анна Семеновна Голубкина, которая когда-то вывела впервые шестилетнюю Валю на сцену.

Однако на занятиях она откровенно скучала. Не доучившись, отправилась поступать в театральную студию. Ее приняли с первого же захода, хотя Сперантова была среди абитуриентов самой молодой и самой маленькой.

Но рисовать она не перестала, до самой старости носила с собой блокнот и карандаш и даже на репетициях рисовала веселые шаржи на коллег.

Валентина Сперантова

Куда податься?

Окончила Валентина студию в 1925 году и долго решала, куда ей теперь податься. Она была очень миниатюрной и скромной — совсем не роковая красавица или романтическая героиня. Вдруг стало понятно, что многие женские роли ей недоступны, хотя во время обучения казалось, что она может все:

Сознаюсь, я очень-очень завидовала высоким девушкам, все они казались мне и красивыми, и талантливыми. Очень меня терзала мысль о том, что в театр должны принимать только красивых и высоких.

Валентина Сперантова

Валентина решила пойти в Первый детский театр (будущий московский ТЮЗ). Уже на месте выяснилось, что в труппу требуются только актеры-мужчины, а девушки даже не допускаются к просмотру. Но Сперантова решила рискнуть и уговорила комиссию во главе с режиссером Юрием Бонди посмотреть, на что она способна.

— Мы с вами свяжемся, — холодно сказал Бонди.

Она подумала, что не прошла, и грустная ушла домой. Но режиссер уже разглядел в ее характере и манере говорить настоящего сорванца. На следующий день Валентине пришло письмо с приглашением присоединиться к труппе. Так началась ее творческая жизнь «в мальчиках», но и девочек она играла с одинаковым успехом — умела перевоплощаться, умела подчинять голос, пластику, характер общения авторскому образу. Созданные ею роли казались мальчиками и девочками, которых мы знали в жизни…

Валентина Сперантова в ролях Герды и Кая в спектакле «Снежная королева»

«Главный мальчишка Советского Союза»

Роковых красавиц в актерском списке Сперантовой так и не появилось, зато первые роли в детском театре были все ее. Валентину называли «главным мальчишкой Советского Союза». Она стала популярнейшей травести в стране, буквально растворялась в своих героях, проникала в самую суть персонажа. Была по-хорошему хулиганкой на сцене.

Валентина Сперантова и Людмила Чернышева в спектакле «Красный галстук»

Если у других было видно, а порой и подчеркнуто, что это взрослая женщина исполняет роль мальчика, то Сперантова словно этим мальчиком и была. В этом амплуа она нашла свое актерское счастье.

35-летняя Мария Виноградова и 27-летняя Надежда Румянцева в фильме «Звездный мальчик» (1957)

«Я никогда больше не буду играть мальчиков»

В карьере любой травести рано или поздно наступает момент прощания со своими детскими ролями. У Валентины это происходило довольно болезненно.

45-летняя актриса была утверждена на роль Чиполлино. Обычно юные зрители радовались ее появлению в любой пьесе, но в этом образе совершенно не приняли — называли из зала тетенькой, роняли номерки от одежды, переговаривались друг с другом. Это был полный провал!

Валентина Сперантова в спектакле «Сын полка»

…мои мальчики… я… прощалась с ними, и они ушли безвозвратно от меня, как умершие дети, оставив огромную боль внутри, что они не вернутся, они просто и тихо – ушли – и я плакала, я плакала тихо и одиноко. И Ваня Солнцев, и Ганька, и Егорка, и еще много-много… Они ушли и только в памяти моей они – издалека ушедших дней – тихо, с улыбкой, кивают мне, как матери, родившей их…

Валентина Сперантова

«Бабушка всесоюзного значения»

Валентине предстоял один из самых тяжелых разговоров с режиссером, в ходе которого ей предложили перейти на возрастные роли. Актриса поначалу восприняла это в штыки и собиралась вообще уйти из театра. Она не умела играть взрослых:

Мне казалось, как будто это не мое платье, что я должна надеть чужое, которое мне будет мешать.

Но с репетициями, с работой над ролью, с хорошими режиссерами, шаг за шагом Валентине удалось преодолеть себя. Вскоре она вышла к зрителям в новом амплуа — веселых старушек.

Валентина Сперантова и ее старушки

Образ бабушек оказался востребованным и в кино. Начался совершенно новый этап в карьере Сперантовой. Доселе ей незнакомый, так как в фильмах обычно снимались сами дети и путь на экран Валентине Александровне долгое время был заказан. В одночасье она шагнула из театральных сорванцов в кинематографические старушки, хотя многие из них и в кино напоминали боевых мальчишек.

Первое появление на экране Валентины Сперантовой в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953)

Радио

Но у нее оставалось радио! Теперь роли детей она играла только здесь. Это был целый пласт ее жизни, колоссальная популярность, Сперантова работала с плеядой мастеров — актеров, режиссеров.

Она пришла на радио в 1931 году, и даже через сорок лет все еще озвучивала мальчиков и девочек.

Валентина Сперантова с коллегами на радио

Ее уникальный тембр знал каждый ребенок Советского Союза, даже если и не догадывался об этом. Ведь радиоточка была в каждой квартире и не было ни одной детской передачи или мультфильма, в которых бы не звучал бодрый мальчишеский голос Валентины Александровны.

Работа Сперантовой на радио

Какой она была в жизни?

Удивительным образом характеры героев Валентины Александровны соответствовали ее собственному темпераменту. В этом она была похожа на свою мать — веселая, деятельная, энергичная, ни минуты не сидела на месте.

С коллегами

У Сперантовой было прекрасное чувство юмора, она любила театральные посиделки, часто ездила вместе с коллегами куда-нибудь веселиться, любила и у себя дома устраивать банкеты после спектаклей. Иной раз Валентина могла кого-нибудь едко поддеть, хотя в сущности была очень добрым и деликатным человеком. Любила театральную молодежь и многим, кому трудно, старалась помочь — то что-то нужное в быту подарит, то похлопочет насчет комнаты.

Она не была из тех актрис, что заняты исключительно собой. После войны помогала не только своей многочисленной родне, но и много делала для родственников мужа. У нее в руках спорилась любая работа. Валентина умела хозяйничать по дому - вязала, шила, вышивала, прекрасно готовила. Она была очень непритязательным человеком по части быта. Роскошь для нее не представляла интереса, но квартира была очень уютной, хотя и обставлена скромно.

Валентина Сперантова

Валентина Александровна имела двух дочерей, и всем своим коллегам, которые обращались к ней за советом, решительно заявляла — никакая работа не стоит семейного счастья.

У меня двое детей и я жалею, что не пятеро. Это то, что остается на всю жизнь, это то что нам нужно.

Валентина со старшей дочерью Оксаной и своей мамой Матреной Федосеевной

Личная жизнь

Это зрители видели ее только в мальчишеских костюмах, а коллеги и друзья знали Валентину совсем другой. На капустниках и актерских посиделках от нее было глаз не оторвать. Она была кокеткой и модницей, элегантно одевалась, носила туфли на высоченных каблуках, с юных лет умела себя подать.

Валентина Сперантова

Однажды за здоровье Валентины из ее туфельки пили шампанское все присутствующие мужчины. Она была очень легкой на подъем, во всех смыслах. :)

Валентина Сперантова с друзьями

Мужчины порой теряли от нее голову. В первый раз замуж Сперантова вышла в конце 1920-х. Почти сразу же родилась дочь Оксана. Муж Николай был строителем по профессии. Однажды его отправили в долгую командировку в Караганду, откуда Валентина его не дождалась. Он там обзавелся новой семьей.

Второй супруг был из театральных кругов, на 7 лет моложе нее. Звали его Михаил Семенович Никонов, известный в Москве театральный администратор. Ухаживал он долго и очень красиво, дарил огромные букеты. В конце концов, Валентина сказала «да».


Брак оказался очень счастливым, их пара была хорошо известна театральной Москве. Супруги прожили душа в душу три десятка лет. В 1940 году у них родилась дочь Наташа, но Михаил и к старшей дочери Сперантовой относился, как к родной. Он считал, что у него двое детей.

Валентина за ним была как за каменной стеной, хотя Никонов, как человек деловой и решительный, ценил в жене те же боевые качества, которые были и в нем самом.

Валентина с дочерью

Когда началась война, супруги отправили детей с бабушками в эвакуацию, а сами колесили по фронтам в составе концертных бригад. Не раз были на волосок от гибели.

Михаил Семенович ушел рано, в 54 года. Это стало для всех большой неожиданностью. Валентина буквально почернела от горя. В то время она должна была играть комедийную роль Свахи в «Женитьбе» по Гоголю, ей предложили отменить спектакль, но Сперантова решила играть. За кулисами постоянно дежурила скорая.

Валентина Александровна в комедии «Женитьба»

Во время пауз для перестановки декораций она просила включать в зале музыку погромче. Валентина Александровна отыгрывала сцену, под смех и аплодисменты зрителей уходила за кулисы и там рыдала, уткнувшись в банкетку. Но через несколько минут она выскакивала на сцену, как ни в чем не бывало. Зритель ничего не заподозрил.

Работа тогда вернула Сперантову к жизни.

Дочь

Было еще кое-что, что приносило Валентине страдания — это история с ее младшей дочерью. Наташа, выросшая за кулисами, закономерно пошла по стопам матери и стала актрисой. Надо сказать, довольно неплохой.

Наталья Никонова в фильме «Половодье» (1962)

Однажды в период совместной работы над спектаклем у нее случился короткий, но трагический роман с известным поэтом, после чего в Наталье произошел какой-то надлом. Работа, которой на тот момент у нее было в избытке, не спасла. Она стала выпивать, и со временем это пристрастие переросло в серьёзный недуг.

Наталья Никонова в спектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973)

Всегда открытая чужим бедам, Валентина Александровна этой своей болью почти ни с кем не делилась, но все и так все понимали. Наталье продолжали давать роли, мать пыталась ее лечить, но ситуация только усугублялась.

У Сперантовой есть прекрасная драматическая роль матери в фильме «Шумный день», где интересен ее диалог с взрослым сыном. Подобно своей героине, и в реальной жизни она могла бы чувствовать нечто схожее:

Помнишь, в девятом классе ты явился домой пьяным?.. Я не испугалась, нет! В жизни может быть всякое. Но ты пришел еще раз, еще, еще, и все в нетрезвом виде. Я ударила во все колокола… и мы вытащили тебя из этой компании… Ваши успехи — они целиком ваши, я только бываю счастлива! Но ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.

Валентина Сперантова в фильме «Шумный день» (1960)

В один из дней большое и доброе сердце этой маленькой женщины не выдержало. Ее госпитализировали, но спасти не смогли. 7 января 1978 года, в Рождество, Валентины Александровны не стало.

Дочь Наталья, к сожалению, с собой не справилась, и ворвавшиеся потом в нашу жизнь сложные 90-е годы не пережила.

Добрая Медуза Горгона

Так сложилось, что самая узнаваемая роль Валентины Сперантовой пришла к ней в конце жизни и оказалась одной из последних. Конечно, это уборщица тетя Глаша из «Большой перемены». После премьеры фильма она получила письмо, в котором были вот эти слова:

Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет и которую я представляла именно такой...

Валентина Сперантова в фильме «Большая перемена» (1973)

Она была настоящей, чистоту и актерскую ранимость пронесла через всю жизнь. Кто-то видел в Сперантовой маленького мальчика, кто-то веселую бабушку, или привлекательную женщину, или друга, готового прийти на помощь. Как сказала однажды ее коллега по театру, актриса Людмила Гнилова:

…Медузу Горгону ей бы дали сыграть, она бы все равно была бы добрая Медуза Горгона...



0 коммент.: