Чтoбы пoмнили : Нapoдный apтиcт CCCP Eфим Кoпeлян

11:04 AR Ka 0 Comments

 


Чтoбы пoмнили : Нapoдный apтиcт CCCP Eфим Кoпeлян

Тридцатого марта (12 апреля по новому стилю) 1912 года в небольшом уездном городе Речица Минской губернии в семье лесозаготовителя Залмана Давидовича Копеляна и его жены Маси Мордуховны родился пятый ребёнок, как и все предыдущие дети — мальчик. Будущего великого советского актёра родители назвали Ефимом.

Отец Ефима любил и умел рисовать и привил эту любовь всем своим детям. А старший брат Ефима, Исаак, стал известным художником, сыгравшим ведущую роль в создании издательства «Художник РСФСР». Ефиму умение рисовать тоже пригодилось в жизни, когда после окончания школы в 1928 году он не смог поступить в институт и стал зарабатывать на жизнь, рисуя афиши для местного кинотеатра. Впрочем, уже через год он всё же уехал в Ленинград и стал студентом архитектурного факультета Института пролетарского изобразительного искусства (сейчас Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), в котором как раз в это время учился его старший брат Исаак. Но отучился здесь Ефим всего два года и в 1931 году, передумав становиться архитектором, из института ушёл в театральную студию. А всему виной, как это часто бывает, был случай — однажды Копелян решил подработать, и ему друг посоветовал зайти в БДТ — там требовались артисты массовки, которым неплохо, по меркам студента, платили. И вскоре молодой человек понял, что полюбил играть на сцене и хочет этим заниматься всю жизнь.


Он поступил в студию при Большом драматическом театре. Его педагогами были тогдашний главный режиссёр БДТ Константин Тверской и один из ведущих актёров театра Константин Скоробогатов. Надо сказать, что Тверской был чрезвычайно требователен к своим ученикам. Он любил говорить:

Пять я ставлю господу Богу, четвёрку — себе, ну а тройку — самому крепкому ученику.

Но однажды, когда в конце второго курса Тверской стал объявлять оценки, он произнёс:

На сей раз я изменяю своему правилу и ставлю пять ученику!..

Этим учеником был Ефим Копелян. Причём, незадолго до этого его чуть не отчислили из студии — в курсовом спектакле по пьесе Николая Погодина «Мой друг» Копелян должен был петь песню. Он же, выйдя на сцену, совершенно забыл мотив этой песни. Но так как слова он знал хорошо, то спел её на мотив «Марсельезы» — первый пришедший ему в голову. Спасло его лишь то, что у членов экзаменационной комиссии оказалось хорошее чувство юмора.

В 1935 году Ефим Копелян окончил студию и был принят в труппу БДТ. В этом театре он служил до конца жизни, сделав лишь один перерыв — летом 1941-го он не уехал вместе с большинством артистов и сотрудников театра в эвакуацию в Киров, а записался в народное ополчение. Правда, на фронт в качестве бойца он попасть не успел — пока Копелян проходил в Ленинграде военную подготовку, в городе в Доме культуры имени Первой пятилетки под руководством Николая Черкасова началось формирование театра Народного ополчения, куда Черкасов пригласил и Ефима Копеляна. В этом театре, часто выезжая на передовую и в действующие части, актёр проработал два года до возвращения БДТ из эвакуации.

Ролей в БДТ у него было огромное количество. Практически все главные режиссёры театра задействовали его в своих постановках. До войны его особенно любил Борис Бабочкин, руководивший БДТ с 1937 года. Кстати, в спектакле «Кубанцы», поставленным знаменитым «Чапаем» в 1938 году, Копелян, игравший Зозулю, познакомился с начинающей молоденькой актрисой, исполнявшей роль Мальчишки. Это была Людмила Макарова.


Ей было всего семнадцать лет, она ещё только училась в студии, а двадцатишестилетний Копелян был женат на дочери известного тогда актёра Иллариона Певцова Татьяне, но, как говорится, сердцу не прикажешь — в мае 1941 года они поженились. Таким образом, можно сказать, что созданию семейного союза Копеляна и Макаровой в немалой степени невольно поспособствовал Борис Бабочкин.


Но хотя Копелян и играл много ролей при разных режиссёрах театра, все эти роли были не особо выдающимися. И лишь с приходом в БДТ на должность худрука Георгия Товстоногова, предлагаемые ему роли стали соответствовать таланту актёра. Марио Арманди в спектакле «Синьор Марио пишет комедию», Балтиец в «Гибели эскадры», Илларион в постановке Агамирзяна «Я, бабушка, Илико и Илларион», Вершинин в чеховских «Трёх сёстрах» — зрители в театр стали идти «на Копеляна». И особо, наверное, стоит отметить спектакль «Пять вечеров», поставленный Товстоноговым по пьесе Александра Володина. Это была настоящая революция и событие даже не городского театрального, а всесоюзного масштаба. А сыгравший роль Ильина Ефим Копелян мгновенно перешёл в разряд классиков сцены.


Конечно, далеко не все советские зрители могли увидеть игру актёра на сцене БДТ. И для большинства он всё же был актёром кино, ведь сниматься Копелян начал ещё до войны. Первое его появление на киноэкране датируется 1932 годом. Он сыграл небольшую роль балалаечника в фильме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя». Кстати, в главной роли в этой картине снялся Георгий Жжёнов. К сожалению, этот фильм не сохранился, поэтому сейчас сложно сказать что-то об игре актёров в нём. В сороковые-пятидесятые годы Копеляна приглашали в кино довольно часто, но роли были, в основном, эпизодические, и часто его фамилии в титрах не было. Или даже она была написана с ошибкой, как, например в фильме «Танкер «Дербент»», в котором актёр сыграл рулевого и был обозначен как «В.Капелян». Ну, а начиная со второй половины пятидесятых Копелян стал сниматься в нескольких картинах ежегодно. Небольшая, но яркая роль была у него в детском фильме «Старик Хоттабыч» режиссёра Геннадия Казанского (буровой мастер Джафар Али Мухаммедов), запомнился зрителями его фельдфебель Сусликов в фильме Яна Фрида «Балтийская слава» и, конечно же, атаман Гнат Бурнаш в трилогии Эдмонда Кеосаяна о неуловимых мстителях.


После первой части этого советского вестерна, вышедшей в 1966 году, Ефим Копелян вошёл в когорту, пожалуй, самых узнаваемых и популярных киноактёров СССР. А дальнейшие его киноработы эту славу лишь приумножали. Савва Морозов в биографическом фильме Сергея Туманова «Николай Бауман», генерал КГБ Сергеев в психологическом детективе-тетралогии о резиденте Вениамина Дормана, Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова, поселковый атаман Елисей Каргин в киноромане Виктора Трегубовича «Даурия», Михайло Лукич Кафтанов в эпической саге Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» — всего, разумеется, даже перечислить невозможно, ведь Копелян снялся почти в сотне фильмов и телеспектаклей.


Кстати, на мой взгляд, о таланте актёра говорит тот факт, что ему, еврею по происхождению, особенно удавались роли казачьих и прочих атаманов. А ещё Копелян, игравший генералов, помещиков и тех же атаманов, мог исполнить и комедийную роль, как, например, в фильме «Соломенная шляпка», где он сыграл Бопертюи — ревнивого мужа героини.


И, конечно же, в рассказе о Ефиме Копеляне нельзя не отметить его голос, известный всем жителям нашей страны. Во-первых, разумеется, это потому, что он дублировал огромное количество зарубежных фильмов, да и многие персонажи отечественных актёров в фильмах говорят голосом Копеляна. Во многих документальных фильмах он читает закадровый текст. И, наконец, его голос звучит в бессмертных «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой — самом, наверное, популярном телесериале советского времени. Голос, который даже вошёл в сочинённые народом анекдоты — а это говорит о популярности и славе больше, чем престижные кинопремии. Хотя, кстати, Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых Ефиму Копеляну присвоили именно за чтение закадрового авторского текста в этом фильме. Правда, получил он её посмертно.


Владислав Стржельчик вспоминал:

В Копеляне была крупность, значительность. В самой жизни он был поразительно цельным человеком, да к тому же предельно естественным всегда и везде. Его мало волновало, что о нём скажут, что подумают, к славе он относился спокойно, никогда не «гарцевал» и всякий раз саркастически усмехался в усы, замечая это в других. Причём, естественно, что сам он как актёр хотел нравиться, но это желание в нём было всегда подсвечено такой сильной человеческой, мужской иронией, что делало его по этой части совершенно неуязвимым.

Ефим Захарович Копелян скончался от инфаркта миокарда 6 марта 1975 года. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.





По материалам - Фильмошная

0 коммент.: