Жизнь вeликoгo Aнтoниo Гaуди — вoлшeбникa из Бapceлoны

03:21 AR Ka 0 Comments

 


Жизнь вeликoгo Aнтoниo Гaуди — вoлшeбникa из Бapceлoны

Антонио Гауди родился не в Барселоне, а в городке Реус, который находится в часе езды от каталанской столицы. Его отец Франсиско Гауди-и-Серра был котельщиком. Антонио был пятым, самым младшим ребенком в семье. И, как оказалось, единственным, дожившим до преклонных лет. Из воспоминаний о детстве известно, что архитектор страдал ревматоидным артритом, поэтому подвижные игры со сверстниками были ему практически недоступны. Гауди проводил много времени на ферме, много гулял в одиночестве, наблюдал за природой. В Барселону Гауди переехал уже в возрасте 16 лет. Поступил в Высшую архитектурную школу, впоследствии ставшую отделением Барселонского университета.


В молодости гурман, щеголь, любитель лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров Гауди пользовался большой популярностью у женщин, при этом оставался холостяком всю жизнь. Подробностей немного: вроде бы в 1880-е годы он, еще довольно молодой архитектор, оказывал знаки внимания некой Жозефе Мореу (по прозвищу Пепета), которая работала учительницей в рабочем кооперативе ткачей. Но она не ответила влюбленному взаимностью. Есть и еще одна история, повествующая о том, как юная незнакомка, которой был всерьез увлечен Гауди, в последний момент отказала ему в ухаживаниях и ушла в монастырь, чем сподвигла архитектора навсегда оставить идею о женитьбе.

Со временем выяснилось, что необязательно покупать самую модную и дорогую одежду. Да и гурманские изыски приелись. Можно питаться просто хлебом и пить воду. Под конец жизни Гауди стал настоящим аскетом. Его полностью захватила единственная страсть — его работа.

Согласно общепринятой классификации творчество Антонио Гауди принадлежит стилю модерн. В реальности поместить произведения барселонского гения в рамки какого-либо стиля не представляется возможным. Приходится говорить о стиле Гауди, который возник и развивался рядом со стилем модерн (или, если следовать испанской традиции, «модернизмо»), был связан с ним, но жил по своим правилам и законам.

Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) реализовал за свою жизнь 18 архитектурных проектов. Большинство выстроенных каталонским зодчим зданий находится в Барселоне. Столица родной провинции стала для него домом и лабораторией, где он ставил свои странные архитектурные опыты. Но Каталония вообще необычное место. И не только потому, что здесь соединяются готика и мавританский стиль.

На выпускном экзамене один из профессоров сказал: «Гауди либо сумасшедший, либо гений». С тех пор эти два слова чаще всего используют, описывая архитектора и его творения. Также, возможно, что однажды, самый необычный архитектор ХХ столетия станет святым. В 1998 году архиепископ Барселоны начал процедуру причисления Антонио Гауди к лику святых. Почему бы и нет? Ведь он видел свое предназначение в том, чтобы понять, как устроен мир, и трудиться над его постройкой вместе с Богом.

Тысячелетиями архитекторы украшали свои постройки статуями, лепниной, скрывая от посторонних взглядов конструкции, имевшие в своей основе простые геометрические объемы. Но, Гауди не стал их прятать. Он просто постарался не использовать их в своих постройках. Стены, крыши, окна, двери изгибаются и искривляются. Его здания похожи то на диковинных животных, то на растения или скалы. Чтобы не резать помещения, он придумал собственную безопорную систему перекрытий. Безудержная фантазия сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами. Он начинал стройку, не имея готовых чертежей. Так, как каждый выстроенный дом Гауди считал живым существом, то верил, что каждому его созданию требуется свобода для роста. И порой целые помещения, не понравившиеся архитектору, могли пойти под снос. Оспаривать его решения пытались немногие. Вмешательства в творческий процесс он не терпел.

Антонио Гауди очень повезло. Он встретил человека, разделяющего его взгляды на архитектуру. Промышленник, эстет и меценат граф Эусебио Гуэль стал финансовым ангелом хранителем для Гауди. В 1883 году Гауди завершил дом (каса) Висенс, заставляющий вспомнить дворцы 1001 ночи. Эта постройка заинтересовала Гуэля, и, вскоре, он познакомился с ее автором.

Дом Висенс

Для своего друга и покровителя Гауди создал: усадьбу или так называемые павильоны, (1885-1888) и городской особняк (1886-1888).

Позднее возник проект парка Гуэль (1903-1910). Монте Пелада — лысая гора именно здесь вырос город-сад, задуманный как убежище от индустриальных ужасов ХХ столетия. Территорию парка предполагалось разделить на 60 частей для домов состоятельных горожан, но проданы были лишь 2 участка. Притом одним из покупателей был сам Гауди. Главная достопримечательность самого оптимистичного творения архитектора — скамья-змея — удивительный памятник бесконечности, чья поверхность пестрит странными, колдовскими знаками и символами.



Скамейка Парка Гуэль — символ этого места. Она внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная скамейка в мире. Также Гауди, будучи гениальным архитектором, проектировал сидения с учетом человеческого тела. Попробуйте посидеть на скамейке и почувствуйте ее удобство и комфорт с потрясающим видом на Средиземное море.

Развести Гуэля и Гауди не смогла даже эта неудача.Хотя проект не был завершен, в наши дни Парк Гуэль является сказочным местом, популярным среди туристов. В 1985 году парк Гуэль вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его любят не только туристы, но и сами барселонцы любят проводить здесь время.





Квартал Эщампле — место сосредоточения построек Гауди. Дом Бальо (или дои Батло) (1904-1906), одетый в мозаику-чешую, меняющий свой цвет в зависимости от освещения. Среди жителей Барселоны он известен под зловещим прозвищем — «Дом костей». Достаточно одного взгляда для того, чтобы понять причины возникновения этого имени. Решетки окон и балконов каса Батло кажутся составленными из фрагментов скелета неизвестного гигантского существа.



Следующая достопримечательность квартала дом Мила (1905-1910), более известный в Барселоне под именем «Ла Педрера» — «Каменоломня» — самый невероятный из жилых домов столицы Каталонии, а, возможно, и мира. Любопытно, что в доме Мила нет необходимости в кондиционерах. Настолько продуманной была система естественной вентиляции. Другой известный фантазер из Барселоны, художник Сальвадор Дали, сказал, однажды, что это здание похоже на смятые штормовые волны.



Крыша представляет собой особый уникальный мир. Она украшена фигурами стражников. «Сад воинов» еще называют эти удивительные композиции из фигур. На самом деле так неординарно задекорированы печные дымоходы.



В том же квартале обрела каменную плоть главная и самая удивительная фантазия Гауди — собор Святого семейства, Саграда да Фамилиа — пересказанный в камне и бетоне Новый завет. Сюрреалистическая готика, на стенах которой обитают святые, черепахи, саламандры, улитки… Гауди отдал храму 43 года жизни, а с 1910 года и вовсе занимался лишь им. Однако строительство последнего великого собора Европы продолжается по сей день. Гауди знал, что ему не суждено увидеть храм завершенным. Некоторые, правда, и вовсе считают, что тайный замысел Гауди — вечное строительство собора. А единственной программой, которая смогла сделать расчеты необходимые для продолжения строительства Саграда да Фамилиа оказалась программа НАСА, рассчитывающая траекторию космических полетов.



Последние годы своей жизни Гауди провел у стен строящегося собора. Он не брал денег за свой труд, напротив все средства вкладывал в постройку собора.


Когда одетого в лохмотья 73-х летнего старика 7 июня 1926 года сбил трамвай, никто из свидетелей трагического происшествия не узнал в нем знаменитого архитектора.

Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов, Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в его соборе, под сводами арок из переплетенных «ветвей» колонн.


«Это будет подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды»… Таким Гауди видел величайшее из своих творений.

Посмертная звезда Антонио Гауди взлетела так высоко, как он и помыслить не мог при полной трудов, забот и непонимания жизни. Да, сегодня Антонио Гауди, подарившего нам самую удивительную церковь в мире — Храм Святого Семейства — превозносят с едва ли не большим энтузиазмом, чем когда-то игнорировали при жизни.




По материалам - Не снилось

0 коммент.: