Зa кулиcaми «Cлужeбнoгo poмaнa» или кaк coздaвaлacь лeгeндapнaя кoмeдия

06:23 AR Ka 0 Comments

 

Кадры из фильма «Служебный роман», Эльдара Рязанова.

Зa кулиcaми «Cлужeбнoгo poмaнa» или кaк coздaвaлacь лeгeндapнaя кoмeдия

Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьерой номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года. Долгое время фильм был популярен и за границей.

А началась его история в марте 1971 года. Шестого числа закадычные друзья и коллеги Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов, стремясь подзаработать, принялись писать комедийную пьесу для театра и написали ее всего за 20 дней. Пока писали, о деньгах забыли. Увлеклись до того, что вскоре уже не авторы «управляли» персонажами, а герои пьесы «Сослуживцы», как вспоминал Рязанов, «вели нас за ручки».

Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов за работой

Уже спустя три месяца над похождениями доброго недотёпы Новосельцева, мечтающего о тёплом местечке главы отдела статистики «лёгонькой промышленности», и товарища Калугиной в дебютной постановке молодого режиссёра Бориса Кондратьева хохотали зрители московского театра им. Маяковского. Пьеса оказалась настолько популярной, что её взяли в постоянный репертуар более полутора сотен театров СССР.

Кадры из фильма «Служебный роман», Эльдара Рязанова. Новосельцев и Людмила Прокофьевна.

В 1973 году на популярную пьесу стали «поглядывать» работники Центрального телевидения СССР и вскоре сняли свою версию в исполнении всё тех же актёров театра. В течение нескольких лет «Сослуживцы» демонстрировались на миллионах голубых экранов. Однако авторов, а особенно Рязанова, театральное кино не устраивало. Как кинорежиссёра его крайне раздражали примитивные телевизионные кадры одного и того же сценического пространства и отсутствие полноценного монтажа изображения. Каждый раз, когда в телеэфире шли «Сослуживцы», Эльдар Александрович высказывал в непарламентских выражениях своё мнение о творении телевизионщиков. Выход был только один – сделать собственную полноценную экранизацию…

Эльдар Рязанов и Андрей Мягков на съемках фильма

Вторым мотивом этого решения было давнее желание Рязанова поработать с Алисой Фрейндлих – именно в ней режиссёр видел идеальный образ Людмилы Прокофьевны. «Если Алиса согласится – фильму быть», – сказал сам себе весной режиссер.

Рязанов отправился в Ленинград, где актриса работала в театре имени Ленсовета. Он умудрился сломить сопротивление руководства и заполучил приму, которая с радостью согласилась сниматься, но при условии, что по первому требованию он будет отпускать Алису Бруновну в Ленинград на репетиции и спектакли. Слово Рязанов дал.

Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Прокофьевны

Когда начались съёмки, Фрейндлих пришлось постоянно отлучаться в театр. Отдыхать актрисе удавалось только в поезде. Во время съёмочного процесса Рязанов всячески оберегал любимицу, позволяя ей поспать в перерывах между дублями. А гримёры, прежде чем наложить Алисе Бруновне грим, делали ей маски и примочки, чтобы она выглядела свежей и выспавшейся.
В конце мая 1976 года руководство «Мосфильма» приняло киносценарий «Сослуживцев» без каких-либо поправок. Поначалу проект носил рабочее название «Сказка о руководящей Золушке».

Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих, Басилашвили и Немоляева, Мягков и Ахеджакова. Образ общественницы Шуры, которую «выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно», было поручено воплотить актрисе Людмиле Ивановой. Кроме того, Иванова была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня Шура, она с большим энтузиазмом и в жизни занималась общественными делами.

Образ Шурочки дался Людмиле Ивановой очень легко.

Оставалось только найти подходящий образ Мымры. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала волосы, влезла в ужасный мешковатый коричневый костюм (на размер больше) и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома старые массивные роговые очки своего отца. И когда Алиса Бруновна их надела, то всем стало понятно: Мымра готова появиться на площадке.

Алиса Фрейндлих в образе «мымры» Людмилы Прокофьевны

Съёмки картины начались 5 сентября 1976 года. Именно в «Служебном романе» впервые запел Андрей Мягков. Блеснула своими вокальными данными и Алиса Фрейндлих.
Во время съёмок Рязанов никогда не держался строго сценария и любил импровизации. Однажды он пришёл на работу и увидел, как его жена со своей подругой-костюмершей первым делом начали наводить марафет – краситься. Через несколько дней начались съёмки эпизода «Утро в учреждении». Снимали рано утром.

Утро в учреждении)

Разместившейся по рабочим местам женской массовке режиссёр скомандовал: «Девочки, прежде чем снимать, наведите-ка марафет». Девочки вытащили свою косметику и взялись за дело. А операторы скрытыми камерами сняли весь «процесс» — таким он и вошёл в фильм.

Нередко и крылатые фразы рождались прямо на съёмочной площадке. Например, сказанную активистке Шуре секретаршей Верочкой: «Да на тебе пахать надо», придумала сама Шура и подарила Лие Ахеджаковой.
Помимо замечательного актёрского состава в фильме работали другие «звёзды» киношного дела. Взять того же коня с крыльями – здоровенную и красивую настольную статую, которую должны были подарить к юбилею программиста Боровских и которая упала в одной из сцен со стола вместе с Новосельцевым. Эту копию скульптуры «Персей и пегас» французского скульптора Эмиля-Луи Пико киношники называют «любимой лошадью «Мосфильма». Она снялась ещё в трёх киношедеврах отечественного кинематографа – комедии Гайдая «Бриллиантовая рука», в культовой картине Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», и в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».

Новосельцев с лошадью)

Задолго до окончания съёмок Рязанов начал понимать, что фильм явно не вмещается в заявленный хронометраж: 2 часа 40 минут. Во время монтажа вообще выяснилось, что материала снято на четырёхчасовой фильм! Это в наши дни можно было бы сделать ещё и удлинённую телеверсию картины, а тогда… Рязанов с болью принялся урезать снятое. В корзину полетело много интересных сцен.

Исчезли даже некоторые персонажи. Так, например, секретарша Верочка осталась без мужа. Изначально у модницы был ревнивый супруг, да ещё ярый любитель-байкер. Снимали в этой роли комика Михаила Светина. В новомодной кожанке, с кучей замков-молний и в здоровенном мотоциклетном шлеме малорослый Светин смотрелся комично. Отсняв несколько кадров, режиссёр внезапно отказался от актёра. «Для лирической комедии слишком… смешно. Я же не эксцентрик Гайдай», – решил Рязанов и пригласил другого – Александра Фатюшина. Эпизоды пересняли, однако Фатюшин внезапно заболел и лёг в больницу на операцию. Рязанов терпеливо ждал, но когда выяснил, что фильм получается слишком длинным, почти полностью сократил этого персонажа, оставив его «голосом в телефоне», с которым ругается Верочка.

Лия Ахеджакова в роли секретарши Верочки

Сократил Рязанов и одну из самых смешных сцен «Похороны мнимого Бубликова». Она заканчивалась тем, как перепуганная видом «воскресшего» Петра Ивановича Шура спряталась в лифте. На самом деле разъярённый Бубликов наступал на общественницу с кулаками, а та удирала с воплями.

Во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съёмку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и сказал: «Как только он к вам приблизится – орите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов!». Поглядим за его реакцией». Когда Иванова завопила здравицу «тем самым» отвратительным голосом, растерявшийся актёр начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за всё, дорогие товарищи!». А Иванова ещё и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями. На съёмках хохотала вся группа, но эту забавную сцену тоже пришлось убрать.

Процесс съемок «Служебного романа»

Съёмки «Служебного романа» завершились 20 января 1977 года, а в октябре состоялась всесоюзная премьера. Только за три месяца её увидело почти 60 миллионов зрителей. Главных героев, даже отрицательных, полюбила вся страна.



По материалам - Фильмошная

0 коммент.: