«Дoм, в кoтopoм я живу». Кaк зиму cнимaли лeтoм, a нa глaвную poль иcкaли пo oбъявлeнию

15:51 AR Ka 0 Comments

 


«Дoм, в кoтopoм я живу». Кaк зиму cнимaли лeтoм, a нa глaвную poль иcкaли пo oбъявлeнию

Этот фильм вдохновлял миллионы зрителей, помогая преодолевать трудности.

Премьера картины «Дом, в котором я живу» состоялась в декабре 1957 года. Фильм стал настоящим хитом советского кинопроката. Трогательную историю нескольких московских семей, чьи судьбы переплетаются друг с другом, посмотрели более 28 миллионов зрителей. Рассказываем, как снимали шедевр и почему он мог стать совсем не таким, как все привыкли его видеть.

Советскому зрителю был нужен глоток свежего воздуха

Идея создания фильма «Дом, в котором я живу» пришла в голову советскому кинорежиссеру и актеру Сергею Герасимову. Это случилось после победы одноименной и новаторской для того времени работы Иосифа Ольшанского на Всесоюзном конкурсе сценариев в 1956 году.


Герасимов тогда преподавал во ВГИКе и предложил заняться экранизацией истории двум своим подающим большие надежды студентам — Льву Кулиджанову и Якову Сегель. Начинающие режиссеры уже успели проявить себя и сняли вместе киноленту «Это начиналось так…» и знали, насколько ответственно делать такое кино, однако впереди их ждало немало сложностей.

Коллеги по цеху уже с первых дней возненавидели исполнителя главной роли

Уже во время подбора актера на главную роль стало понятно, что будет непросто. По задумке режиссеров персонаж Сергей Давыдов должен был стать таким простым советским парнем «из нашего двора».


На эту роль отобрали всего восемь актеров, семь из которых не оправдали ожиданий создателей фильма. Однако, к удаче Кулиджанова и Сегель последним в этом списке оказался артист театра «Современник» Владимир Земляникин. Но утверждение его на эту роль вышло актеру боком.

«Один мне артист сказал, не буду сейчас его называть: „Как я тебя ненавижу“. Я говорю: „За что?“. „А вот ты сыграл то, что должен был играть я“. Я говорю: „Но я же не знал, что ты там тоже должен играть…“, — рассказал исполнитель главной роли.

На главную женскую роль неожиданно взяли неопытную актрису без образования

Параллельно с подбором актера на роль Давыдова проходил кастинг на женскую партию в кино. Желание сыграть возлюбленную Сергея появилось у многих актрис, но идеальную Галю все никак не удавалось найти.


Режиссеры даже дали объявление в газету и тысячи претенденткам пришлось проходить пробы вместе с кандидатами на главную мужскую роль. В пару Земляникин досталась школьница Жанна Болотова и тут пазл сложился. Но вопрос с остальными персонажами оставался открытым.

Остальной актерский состав отбирался с особой тщательностью

Другие знаковые герои фильма должны были также обладать присущими советскому народу качествами — вера в правое дело, непоколебимость убеждений, сила духа, несломленная воля и готовность самоотверженной борьбы за идеал.


Так, на роль матери Сергея, Клавдии Давыдовой, была выбрана Валентина Телегина. Военным Константином стал Евгений Матвеев, геолога Дмитрия Каширина сыграл Михаил Ульянов, а жену его — Нинель Мышкова.

Когда каст актеров был утвержден, оставалось только найти артиста на роль папы Гали и режиссеры удивили съемочную группу своим решением.

Даже одному из режиссеров картины пришлось выступить в качестве актера


Вадима Николаевича Волынского — отца возлюбленной Сергея Лев Кулиджанов. И хотя эта роль на экране стала единственной для режиссера, многие его коллеги испытали бурю эмоций из-за его игры.

«Что касается Кулиджанова, то нам с Петром Алексеевичем Багровым довелось увидеть студенческую работу, по-моему курсовую, экранизацию фрагмента „Хождение по мукам“ с участием Кулиджанова. Должен сказать, что Кулиджанов там всех переигрывал. Вот видно какой блистательный, четкий актер», — поделился мнением киновед Евгений Марголит.

Абы кого не брали и в массовку


Что же до актеров массовки, то их набрали из тех 14 тысяч человек, которые откликнулись на объявленный в газете кастинг. Так, простые советские люди снимались в народном фильме на просторах обычных городских дворов.

Ведь многие эпизоды фильма были срежиссированы именно на столичных улицах. Причем даже тогда, когда стоило бы использовать павильон.

Времени на съемки выделили немного и режиссерам пришлось снимать зиму летом
 

Когда по сценарию фильма «Дом, в котором я живу» за окном была зима, режиссеры решили не откладывать съемки до подходящего времени года. Равно как и не стали летом устраивать зиму в павильоне. Снег имитировали с помощью специальной пены и теплым летним днем завалили ею один из московских дворов.

В фильме делали акцент на достоверность и это сильно отразилось на декорациях

Места для фильма также подбирали тщательно. Для режиссеров было важно создать максимально достоверно место действия фильма. Ведь весь сюжет киноленты закручен вокруг дома и двора, который становится свидетелем мирной, военной и послевоенной жизни обитателей.


Поэтому съемки проходили в доме на проспекте Мира и у железнодорожной дороги на Рогожской заставе, а единственный муляж был создан в студии имени Горького. Но был в фильме и дом, которого не существовало.

На съемках на крыше чуть было не потеряли Земляникина

В качестве немногочисленных декораций возвели дом на Волочаевской улице. Именно по его крыше гуляет главный герой Сергей со своей возлюбленной Галей, когда тушат там зажигалки. Однако, во время съемок этого эпизода на площадке чуть не случилась трагедия.


Земляникин сорвался вниз, но его чудом поймали ассистенты. И хотя декорация была невысокая, актер рисковал получить серьезную травму. Но все обошлось. Правда с крышей во время работы над фильмом случился еще один запоминающийся момент.

Один кадр режиссерам все же не понравился и его всерьез хотели переснять

Режиссеры посчитали, что надо переснять кадр, где главный герой катится по крыше во время бомбежки. Кулиджанов и Сегель были уверены, что технически эпизод воспроизведен на экране недостоверно.


Создатели киноленты решили, что сняли его как-то по-детски и слабо. Но переснимать недочет уже не было времени. А меж тем на съемочной площадке чуть было вновь не произошел несчастный случай.

Не обошлось на съемочной площадке и без настоящего геройского поступка


Главный герой фильма буквально спас ребенка во время съемок на проспекте Мира. И об этом подвиге раструбили во всех газета. Все началось со сцены, когда Сергей возвращается с экспедиции.

«В этот момент я краем глаза заметил, как в опасной близости от путей, по которым двигался трамвай, оказался мальчик. Я успел перескочить на ту сторону и вытолкнуть на безопасное расстояние ребенка. Растерянная мама его взяла за руку и пошла дальше, а меня немного корпусом задело. Думаю, на моем месте так поступил бы каждый и никакого геройства в этом не вижу», — поделился воспоминаниями Владимир Земляникин.

Ради настоящего пота в кадре сильно досталось Михаилу Ульянову

Другому актер из съемочной группы Михаилу Ульянову тоже пришлось пойти на жертву. Лицо артиста взяли на камеру крупным планом, когда его герой Каширин читает письмо от супруги. Тогда же по радио объявляют о начале войны.


Режиссеры хотели достоверно перед напряжение героя. Они решили показать, как на лбу Каширина выступает пот, поэтому попросили актера выпить несколько литров липового чая.

Когда к фильму писали музыку, то скрыли в ней сразу несколько посылов


Помимо сильных эмоций в кадре, фильму нужна была запоминающаяся душевная песня. Режиссеры обратились к талантливому поэту Алексею Фатьянову, известному по хитам «Первым делом самолеты» и «Соловьи». Автор посмотрел снятый материал киноленты и создал хит, вызывающий чувство ностальгии.


Когда стихи были готовы, Фатьянов сам напел мелодию композитору Юрию Бирюкову. Эта основа и послужила отправной точкой для создания музыки, где, к слову, была и гитара. До этого музыкальный инструмент служил символом мещанства и безделья в советском кино. Однако, на съемках не всегда и не все было так складно.

Совместная работа помешала чуть не рассорила режиссеров

Во время работы над фильмом режиссеры поняли, что их пути в скором времени разойдутся. Плотный рабочий график, нервное напряжение и разный темперамент стали для Кулиджанова и Сегель точкой невозврата в совместной работе.


Режиссеры ссорились. И хотя они решали разногласия интеллигентно, самочувствие Кулиджанова ухудшилось и он даже попал в больницу накануне премьеры киноленты. Мужчины перестали работать вместе, но продолжили дружить.

Картина должна была закончиться иначе


Что же до финала ленты «Дом, в котором я живу», то он удивил зрителей не меньше, чем решение режиссеров вместе больше ничего не снимать. Кино должно было закончиться совсем иначе.

Высшее руководство не одобрило исходную концовку, в которой Галя погибла, и потребовало снять альтернативную версию со счастливым финалом.


Однако автор сценария Иосиф Ольшанский отказался от изменений и даже вступил в конфликт с начальством. Режиссеры его поддержали, хотя позднее Яков Сегель признался, что жалеет о потерянной версии концовки ленты, где молодые герои встречались после войны.

Фильм «Дом, в котором я живу» стал первой ласточкой для кинематографа того времени. С него началась своеобразная оттепель в советском кинематографе. Вместе с рассказами о войне стали показывать искренние картины с человеческим лицом, о простых обыденных вещах, но с опытом целых поколений. Этот фильм вдохновлял миллионы зрителей, помогая преодолевать трудности и находить смысл в повседневной рутине.



По материалам - Сплетен.нет

0 коммент.: