Мapия Миpoнoвa. Oпoздaвшee пpизнaниe в любви

13:08 AR Ka 0 Comments

 


Мapия Миpoнoвa. Oпoздaвшee пpизнaниe в любви

В тот роковой день у нее не было ни дурного предчувствия, ни гнетущей тревоги. На календаре стояло 14 августа 1987 года. Театр сатиры был на гастролях в Латвии. Вместе с сыном в Ригу приехала Мария Владимировна Миронова. Тем утром она накормила Андрея завтраком, он нежно поцеловал мать и пошел на теннисный корт.

-Часа три он играл в теннис. Потом пришел, принял душ, сказал: “-Сейчас я немножко вздремну”. Вечером у него было “Фигаро”.

Мария Миронова

Перед отъездом на спектакль Андрей Миронов подарил матери три розы. Мария Владимировна даже не подозревала, что видит сына живым в последний раз.

Мария Миронова пережила своего сына на десять лет. Годы одиночества смягчили ее жесткое сердце.

Люди хотят жить в мифах о своих кумирах, но очень страшно, когда они развеиваются.

“Ты мне всегда говоришь, что мы не можем быть с тобой друзьями, но это не так, потому что у меня нет ближе человека, чем ты. Я очень и очень люблю и уважаю тебя и прекрасно понимаю, как трудно тебе приходится в жизни. Ты говоришь, что я плохой сын, и мне было бы глупо переубеждать тебя в этом письме, но я, наверное, действительно не ценю, в каких условиях живу и какие у меня родители”. Это письмо Андрей Миронов написал матери в 20 лет.

Тогда он еще не был блистательным актером, любимцем публики и женщин. Студент Щукинского училища мечтал только об одном: завоевать любовь мамы. Родственники и коллеги называли Марию Владимировну железной леди.

Александр Белинский, племянник Александра Менакера, вспоминал о ней так: “Человек очень язвительный. Очень злой, очень недоброжелательный”.

А Геннадий Хазанов говорил, что если ей что-то не нравилось в телевизоре, она в экран плевала.

Но мало кто знает, в каких условиях ковался стальной нрав блистательной артистки.

Будущая звезда советской эстрады родилась в Москве 7 января 1911 года в семье учительницы Елизаветы Ивановны и товароведа Владимира Мироновых.

Маленькая Маша с матерью

Отец и мать Маши были большими любителями светской жизни. Супруги не пропускали ни одной театральной премьеры.

В два года они впервые вывели в свет маленькую Машу. И дальнейшая судьба девочки была предопределена. Теперь она хотела только одного: стать известной актрисой.

Маша с отцом Владимиром Николаевичем

После школы Мария поступила в театральный техникум. На талантливую девушку сразу обратили внимание и после выпускных экзаменов приняли во МХАТ 2-й.

Но тут в семье Мироновых случилось несчастье. За отцом приехал черный воронок. Мария, до невозможности обожающая своего отца, рыдала дни напролет. К счастью, через год его выпустили. Но домой он вернулся больным стариком.

Не выдержав эмоционального напряжения в больницу попала и мама Марии. Родители умирали в одной больнице на разных этажах. И Маша бегала с одного этажа на другой, скрывая от отца, что умирает мать. И скрывая от матери, что умирает отец.

В марте 1937 года у Марии Мироновой умерли родители. Нервное напряжение и стресс сказались на здоровье молодой актрисы. Она сама очутилась на больничной койке. Врачи вернули ее к жизни. Но целый год Мария не выходила на сцену.

А потом ее пригласили в новый театр эстрады и миниатюр. Именно в этом театре произошла встреча, которая круто изменила не только жизнь Марии, но еще троих человек.

Это был период, когда имя Алека Менакера писали на афишах огромными буквами, а имя Мироновой очень маленькими. То есть, популярность Алека намного превышала популярность Марии.

Периодически в театр приглашали гастролеров. В 1938 году на его сцену вышел ленинградский музыкант Алек Менакер. Популярным Менакера сделал джаз. Он мастерски импровизировал на рояле и еще в школе организовал шумовой оркестр, в котором играли на кастрюлях и бутылках.

В 17 лет вместе с ансамблем “Голубой джаз” Алек впервые отправился на гастроли. Успех первого концерта был оглушительным. Но уже на следующий день Алек покинул ансамбль. С вершин успеха парня спустил некий критик Поляков. В утренней газете он дал разгромную рецензию.


Менакер был оскорблен статьей, но сделал выводы. Он решил учиться и поступил на режиссерский факультет института сценических искусств.

Веселый и добродушный Менакер пользовался большой популярностью у противоположного пола. Но ни одной красавице не удалось затащить его под венец. Любовь нагрянула неожиданно. После окончания института он начал выступать с фельетонами. Во время гастролей в Свердловске он влюбился в хрупкую балерину Ирину Ласкари и повел ее в ЗАГС.

А ровно через год на свет появился первенец Кирилл.

Алек Менакер с сыном Кириллом

Никто даже представить не мог, что спустя три года Алек Менакер уйдет от жены к московской актрисе. Его даже не испугает гнев отца и просьбы матери.

А в это время в Москве в личной жизни Марии Мироновой тоже произошли изменения. Она стала женой кинодокументалиста Михаила Слуцкого. Но любви между ними не было. После смерти родителей брак для Марии был спасением от одиночества.

Менакер и Миронова встретились в театре эстрады и миниатюр. Ленинградский гастролер не понравился Марии. А вот строптивость и недружелюбный тон Марии не оттолкнули, а наоборот, заинтриговали Алека. Он начал искать удобный случай, чтобы побыть с Машей наедине. Но, как назло, каждый вечер за ней заходил супруг.

Летом 1939 года театр отправился на гастроли. Там роман Менакера и Мироновой начал стремительно развиваться. Менакер приехал на 2 недели позже. Специально для Марии привез с собой корзину фруктов, вина, сшил новый бежевый костюм. После этого вечера Мария Миронова написала мужу письмо, в котором сухо сообщила о разводе.

Весть о разводе Алека с Ириной грянула как гром среди ясного неба. Принимать московскую жену родственники Менакера категорически отказывались. Особенно негодовал отец.

“Дядя Сеня рыдал, плакал и кричал: - Ты не посмеешь этого сделать, у тебя сын!” Это было ужасающе”, - вспоминал племянник Алека Менакера Александр Белинский.

Ирина для Алека была не просто супругой, скорее боевой подругой. За ней Менакер был как за каменной стеной. Когда в 1935 году Алек узнал, что отца и мать высылают после убийства Кирова, у него отнялись ноги. Ирина не отходила от постели больного мужа. Благодаря ей он вернулся к жизни, начал работать.

Но любовь к Маше Мироновой оказалась сильнее привязанности и долга. И 26 сентября 1939 года Миронова и Менакер поженились. После свадьбы молодожены переехали в Москву. Но тихой семейной жизни не получилось.

В первую же неделю совместной жизни Менакер познакомился с крутым характером супруги. Менакер всю жизнь вел дневник. 2 октября 1939 года в нем появилась такая запись: Приезд в Москву. Остановился у Мироновой. А утром следующего дня разразился жуткий скандал.

Оказалось, в открытке для Марии Менакер забыл добавить три важных слова: На всю жизнь.

Позже Александр Семенович не раз переживал эти вспышки. Он часто приходил в дом к близким друзьям в состоянии, близком к отчаянию от властной и не терпящей инакомыслия жены.

Следующим заложником бурного нрава матери стал сын Андрей. С матерью у них сложились непростые отношения, о чем она впоследствии горько жалела.

“Характер у нее был невыносимый. И когда Андрей мне утром звонил по телефону, мы очень дружили, я спрашивал: -Ну как, сколько у тебя сегодня выпили крови? - он отвечал: - Сегодня ничего, всего полстакана.

У нас с ним была такая теория, что он у нее работал донором. Хотя она его очень любила.

Александр Белинский.

На сцене они играли супругов - сварливую жену и мужа-подкаблучника

Андрей Миронов появился на свет 7 марта 1941 года. В тот день в Театре миниатюр у Марии было два представления. Дневное она благополучно отыграла, а вот закончить вечернее ей не удалось.

“Консультация ошиблась на 2 месяца. И Андрюша начал рождаться на сцене” .
Марина Миронова.

После всех мучений родился мальчик. Свидетельство рождения сына родители оформили на 8 марта. Позже Андрей станет любимцем женщин. Возле него всегда будет много дам, но самой главной все равно останется мама. -Создавалось впечатление, что они с отцом друзья, а мама - богиня, которой они служат, - вспоминали коллеги.

Андрею было три месяца, когда началась война. Театр эвакуировали в Ташкент. Вместе с маленьким сыном туда отправились и Менакер с Мироновой.

И там случилось несчастье. Серьезно заболел Андрей. Врач сказал, что спасти малыша может только одно лекарство, но в Ташкенте его нет. На помощь пришла жена летчика Михаила Громова. Дефицитное средство доставили самолетом из Москвы. В 1942 году Мироновой и Менакеру пришло направление на Калининский фронт.

Андрей вместе с няней вернулись в Москву. Когда супруги вернулись с фронта, то маленький Андрей отказался идти на руки к маме. Он обнимал няню, улыбался отцу, но мать не узнал. Для Марии Мироновой это стало потрясением.

-Толстенький, смешной, белобрысый с длинными и ресницами и абсолютно белый. И вообще, ну поросенок совершенно.

У него были очень смешные отношения с нянькой. Я помню, он сидит весь перемазанный манной кашей , сидит в кухне. У него был такой детский сиплый голос.

Он сидел и сипел: -Нянька, ты как соплюшка, ты как медведь, ты как корова. И получал по губам от матери за то, что посягал на няньку.

Леонид Менакер. Двоюродный брат Андрея.

С матерью Марией Мироновой

Долгое время отношения матери и сына были сдержанными и даже холодными. Внешне мать своих чувств не проявляла. А Андрей не понимал, почему мать с ним так строга. Неизвестно, чего в его сердце было больше - любви или страха. Все заботы о ребенке легли на Александра Менакера.

А мать была занята карьерой. С успехом она снималась и в кино, но этот вид искусства ею остался непонят. После замужества с Менакером ее популярность еще больше набрала обороты. А вот мужу пришлось положить свой талант к ногам супруги.

-Как артист Менакер потерял, переехав в Москву и попав в объятия Мироновой. Как актриса, она была его ярче внешне.

Леонид Менакер.

В 1939 году состоялся знаменитый конкурс артистов эстрады. Мария Миронова и Клавдия Шульженко тогда поделили четвертое место, а Менакер, который пародировал Утесова вообще остался без места. Утесов сам сидел в жюри и не любил пародии на себя. Он раскритиковал Менакера.

После этого конкурса стало понятно, какой будет расклад в творческом дуэте Мироновой-Менакер. Спустя несколько лет Леонид Утесов стал другом семьи.

Это он произнесет фразу: -Мария, ты уже такая знаменитая, что уже можешь стать добрее.

Александр Менакер и Мария Миронова

Театром двух актеров Миронову и Менакера стали называть только в конце сороковых. Публика не сразу приняла этот творческий союз.

Во время первых выступлений в зале стояла тишина. Публика засмеялась лишь один раз, когда на концерт родителей пришел шестилетний Андрей. Вдруг в неожиданном месте кто-то из зрителей засмеялся. Спустя секунду хохотал весь зал. Миронова не выдержала и оглянулась. Позади нее стоял маленький Андрей и открыв рот, смотрел на свою маму.

Как ни странно, но своего сына Мария видела не артистом, а дипломатом. Он хорошо знал английский язык и собирался сдавать экзамены в институт международных отношений. Наверняка поступил бы, но для начала решил попробовать силы в театральном. В училище имени Щукина Миронова приняли с первого раза.

Выбор сына мать не одобрила и сходу начала контролировать студенческую жизнь Андрея. Она очень боялась, что Андрей попадет в плохую компанию. Например, дружбу с Ширвиндтом она считала пагубной для сына. Но больше всего маму студента волновали девушки, которые посягали на руку и сердце ее сына. Мнение матери для него всегда было основополагющим.

К слову, она быстро поставила точку в отношениях сына и Фатеевой, которые закрутились на съемках “Три плюс два”. Только двум женщинам: Екатерине Градовой и Ларисе Голубкиной удалось понравиться маме Андрея.

В творчестве мнение матери тоже было на первом месте. После каждого спектакля он с цветами приезжал к матери и выслушивал ее оценку. Часто она была безжалостна к нему. В основном она видела только негатив и очень редко одобрительно качала головой.

Только позже, когда его уже не было, она сказала про сына так: “Действительно, он вырос особенным. Когда меня спрашивают, на кого он похож, на меня или на отца, я говорю, что он похож на себя.

Такие артисты, как Андрей рождаются один раз в сто лет.

Потому что Андрей мог все.”

Представьте на секундочку, что почувствовал бы душевно чуткий Андрей, услышь он эти слова от матери при жизни.

В конце 70-х тяжело заболел Александр Менакер. Врачи запретили ему выходить на сцену. Но он не сдавался и говорит, что другого партнера Мария себе не найдет. А ей необходимо играть.

Отец ушел из жизни накануне дня рождения сына, 6 марта 1982 года. После его смерти во всех интервью Мария говорила, что своему успеху обязана только ему. После смерти мужа она редко выходила на сцену. Иногда выступала в концертах с Андреем.

Он отовсюду звонил ей каждый день и писал нежные письма: "…я приложу все усилия, чтобы не огорчать тебя и быть приличным, порядочным человеком… Твой сын "киноартист" Андрей".

В августе 1987 года Театр Сатиры отправился в Ригу на гастроли. Должен был подъехать Анатолий Папанов. Но он не приехал. Отказало сердце. Дирекция попросила Андрея вместо спектаклей, в которых был занят Папанов, дать свои сольные концерты. Не выручить друга в последний раз он не мог.

14 августа на сцене Рижского оперного театра шел спектакль “Фигаро”.

Последний акт.

Монолог Фигаро.

Андрей упал на полуслове на руки друга и партнера по сцене Александра Ширвиндта.

“Скорая” приехала моментально. Но спасти актера не смогли.

-Половина двенадцатого, а его не было. Он не едет, не едет и не едет. Я вдруг взялась стирать его рубашку, в которой он играл в теннис, его трусы. Я стирала, стирала, стирала. Было уже три часа. Вот тут я поняла, что что-то случилось, и я начала метаться.

Мария Миронова.

Никто никогда не видел Марию плачущей. На похоронах сына она не проронила ни слезинки. “Железная женщина”, - говорили о ней. И только Богу было известно, чего ей это стоило.

-Вы знаете, что после похорон Андрюши я пришла домой одна. Мне очень хочется иногда плакать. Мне было бы легче в тысячу раз, если бы я завыла и заплакала и из меня полились бы слезы.

Мария Миронова.

-Я ей говорю. -Тетя Маша, Вы сильная женщина.

На вешалке висел костюм Андрюши от “Фигаро”. Она периодически подходила и дотрагивалась до него. Она мне сказала:

-Леня, я слабая женщина, если бы я была сильной, я бы самоубилась.

Леонид Менакер.

После потери мужа и сына Мария Миронова заперлась в своей квартире и ни с кем не хотела общаться.

-Я сделала памятник Андрею, я продала много вещей, чтобы сделать этот памятник. Мне ничего не было жалко для Андрея.

Мария Миронова.

В 1990 году она нашла в себе силы, чтобы вернуться на сцену. В свой театр ее позвал Олег Табаков. Ставили спектакль “Учитель русского”. Ей было уже под 80, когда вместе с театром Табакова она проездила по всей Америке. После этого в театре современной пьесы она играла в спектакле “Уходил старик от старухи”. Это была последняя работа Марии Владимировны.

13 ноября 1997 года актриса ушла к мужу и сыну. Произошло то же, что и с Андреем.

На вечер были проданы все билеты, а утром она умерла. Но зрители не сдали билеты. Они пришли, долго сидели в тишине и молча смотрели на сцену, где были выставлены ее сценические костюмы.

Так благодарные зрители провожали легенду советской эстрады Марию Миронову.



По материалам - Билет в СССР

0 коммент.: