Мaфиoзи, бaйкep, oтeц Cупepмeнa. Мapлoну Бpaндo — 100 лeт

06:27 AR Ka 0 Comments

 

Фото: Stanley Kramer Productions
Кадр из фильма «Дикарь»

Мaфиoзи, бaйкep, oтeц Cупepмeнa. Мapлoну Бpaндo — 100 лeт

3 апреля исполнилось 100 лет со дня рождения Марлона Брандо. 

Брандо — байкер: «Дикарь», 1953 год

В фильме Ласло Бенедека «Дикарь» Брандо сыграл развязного парня Джонни, обожающего мотоциклы, драки и женщин. Джонни — главарь компании байкеров, которые рассекают по американским городкам в поисках приключений. Однажды они заезжают на моторалли, чтобы сорвать его, и воруют наградной кубок, а потом попадают с ним в глухой городишко, где Джонни решает отвести душу по полной программе.

Его сильно привлекает девушка, работающая в местном кафе, поэтому молодой бунтарь объявляет: никто не должен уезжать из этого места, пока он не добьется от молодой красотки взаимных чувств. И байкеры, привыкшие к постоянному движению и постоянным бесчинствам, довольно быстро начинают скучать.

Хорошенько поиздеваться над местными жителями они не успевают, потому что в городе появляется новый, гораздо более интересный способ развлечь себя. Сюда приезжает еще одна, точно такая же группа байкеров. Ее представители настроены враждебно — созревает отличный повод для прямого конфликта, перерастающего в войну.

Фото: Stanley Kramer Productions
Кадр из фильма «Дикарь»

В конце концов между пьяными байкерами завязывается драка, которая приводит к гибели одного случайного прохожего. Несчастный случай кажется умышленным убийством, в котором обвиняют Джонни. Но парню удается оправдаться и уйти из-под ареста, после чего компания уезжает.

Фильм с наивным сюжетом очень понравился широкой аудитории, а образ, созданный Брандо, стал одним из самых ярких архетипов массовой культуры. Брутальный бунтарь, прожигающий свою жизнь в гонке за сомнительными приключениями, — как часто кинематограф обращался к этому типажу после «Дикаря». Тут можно вспомнить и «Бунтаря без причины» Николаса Рэя, и «На последнем дыхании» Годара, и целую галерею других стихийных анархистов, чьи истории в соответствии с духом времени показаны в десятках культовых фильмов.

Кстати, имидж своего героя Брандо создавал сам. Он явился на съемочную площадку в кепке и кожаной куртке — с тех пор «косуха» и считается обязательным атрибутом внешнего вида любого байкера.

Брандо — античный политик: «Юлий Цезарь», 1953 год

Фото: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Кадр из фильма «Юлий Цезарь»

В 1953 году режиссер Джозеф Манкевич представил экранизацию Шекспира — трагедию «Юлий Цезарь». Брандо в этой исторической драме досталась роль древнеримского военачальника и политика Марка Антония.

Вся эта история посвящена убийству Цезаря. Римские сенаторы Кассий и Брут обеспокоены тем, что их друг и предводитель стал диктатором, подчиняющим себе все вокруг. Они замышляют заговор и кидаются на Цезаря с ножами, подкараулив его у здания сената. Диктатора в этот момент сопровождает самый преданный ему человек — Марк Антоний.

Герой Брандо — единственный, кто противостоит заговорщикам уже после их злодеяния, пока люди пребывают в нерешительности. Он публично обвиняет убийц в том, что они совершили абсолютное зло, за которое нельзя прощать. И тогда Бруту и Кассию не остается ничего, кроме побега. Но Марк Антоний внушает толпе, собравшейся у места убийства, что преступников надо настигнуть и покарать, и начинается погоня.

Брандо и тут умудряется сыграть бунтаря, человека, идущего против системы и меняющего эту систему. Эта позиция была близка ему и в реальности: актер с ранних лет мечтал создать нечто удивительное и уникальное в искусстве, навсегда изменить кинематограф.

Брандо — глава мафиозного клана: «Крестный отец», 1972 год

Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Крестный отец»

К концу 60-х Брандо по неясным причинам сильно разочаровался в кинематографе и в искусстве как таковом. Актерство стало казаться ему пустым и неинтересным занятием. Карьера была на грани.

1972-й становится для него поворотным. За один год выходят сразу два фильма, в которых Брандо сыграл главные роли. Оба фильма стали культовыми и обессмертили актера навсегда, хотя в случае с «Крестным отцом» изначально все складывалось для актера очень мрачно.

Продюсеры не хотели, чтобы роль дона Вито Корлеоне досталась непростому и скандальному Брандо, поэтому решили пойти на хитрость и унизить его предложением о пробах. Известного актера, по их задумке, это должно было оскорбить. Но режиссер Фрэнсис Форд Коппола, желавший видеть в своем фильме именно Брандо, пошел на хитрость. Он устроил кинопробы для актера прямо у него дома, в максимально шутливой и расслабленной обстановке.

Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Крестный отец»

Перед пробами Брандо забил свой рот ватой, чтобы создать эффект массивной выдвинутой нижней челюсти: ему казалось, что босс мафии должен быть похож на бульдога. Эта находка очень понравилась режиссеру и всем тем, кто принимал решения об актерском составе. А на съемках исполнитель главной роли носил специальную капу и долго гримировался. Марио Пьюзо — автор книги, по которой был снят фильм, — даже писал Брандо, что не видит в роли дона Корлеоне никого, кроме него.

Пожалуй, пересказывать сюжет этой легендарной драмы не имеет смысла. «Крестный отец» давно стал классикой, которую вольно или невольно знает каждый. В Советском Союзе, кстати, этот фильм долгие годы лидировал в нелегальном прокате. В Италии игру Брандо оценили еще выше. Когда актер бывал там, он мог не платить по счетам в любых ресторанах. Об этом позаботились настоящие мафиози.

Брандо — перверт и абьюзер: «Последнее танго в Париже», 1972 год

Фото: Les Productions Artistes Associés
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

Его зовут Пол. Он — мужчина, переживающий кризис среднего возраста, страдающий от одиночества и чувства вины перед женой, совершившей суицид. Он встречает Жанну. Она — молодая девушка, снимающая квартиру в здании, которое располагается напротив его жилища. Она не знает, что в доме Пола лежит труп его жены.

Режиссер Бернардо Бертолуччи создал фильм о собственных болезненных эротических фантазиях, которые на экране реализовывал Брандо. Актеру была дана полная свобода: он мог не учить текст, импровизировать, совершать непредсказуемые действия с телом своей партнерши по съемочной площадке. Брандо не упустил такой возможности испытать новые ощущения от своей работы. Он начал домогаться до партнерши прямо перед камерами. Сильный скандал разразился из-за сцены фильма, в которой он использует сливочное масло в качестве лубриканта и насильно овладевает Жанной.

Актриса Мария Шнайдер, которой досталась эта роль, признавалась: «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. <…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое».

На Брандо этот радикальный опыт тоже сказался непредвиденным образом. Кажется, актер не ожидал сам, что его интуитивное погружение во внутреннюю логику персонажа дастся ему настолько болезненно. Почти два десятилетия после этого он принципиально не общался с режиссером, позволившим себе такой чудовищный художественный эксперимент над эмоциональным состоянием актеров. Впрочем, обиде в этом случае не должно быть места: Брандо выполнял все действия по собственной воле, его никто не просил идти на компромиссы со своими представлениями о допустимом.

Фото: Les Productions Artistes Associés
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

«Последнее танго в Париже» — одна из самых драматичных работ Бертолуччи. Брандо удалось гениально уловить замысел режиссера и развить его до той меры, где возникает вопрос об искусстве как таковом. Где его границы? Можно ли переходить за них и мучить живых людей, чтобы добиться предельного воплощения художественных целей? Ответы на эти вопросы каждый дает себе сам. Брандо ответил перед самим собой и историей и дорого заплатил, чтобы понять свое отношение к таким вещам. Это делает его не просто смелым актером, но и великим художником. Брандо — ученый и отец супергероя: «Возвращение Супермена», 2006 год

В последний раз Брандо появился на экране уже после своей смерти. Это произошло в фильме Брайана Сингера «Возвращение Супермена» в 2006-м — через два года после того, как Марлон ушел из жизни.

Фото: Silver Screen Collection / Getty Images
Кадр из фильма «Возвращение супермена»

Актер принял участие в съемках фильма Ричарда Доннера про Супермена в 1978 году. Он выступил в роли ученого по имени Джор-Эл — это отец супергероя. Сюжеты в двух экранизациях комикса от издательства DC Comics немного отличаются, но роль Брандо остается прежней. В новую версию супергеройского фильма вошли кадры, отснятые с его участием еще в прошлом веке, и визуальный ряд, созданный с помощью компьютера.

Чтобы использовать образ актера, Сингеру пришлось обращаться к его наследникам и правообладателям. Режиссер делился: «У нас был доступ ко всем отснятым материалам Брандо. Были неиспользованные кадры, на которых Брандо читал стихи, уходил от темы и ругался, как моряк».

Подготовил Алексей Черников



По материалам - Сноб

0 коммент.: