«Шкaтулкa c ceкpeтoм» 1976 — кpacивый coвeтcкий мультфильм
«Шкaтулкa c ceкpeтoм» 1976 — кpacивый coвeтcкий мультфильм
Помните? Наверняка помните. ))) Чистой воды психоделика. А ведь в основе мультфильма лежит известная всем сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского. Между прочим, этот мультфильм знали на Западе, а Алан Паркер, режиссер и постановщик знаменитого фильма «Стена», снятого три года спустя, во многом вдохновлялся этим советским мультфильмом и использовал те же художественные приемы — конвейерность, изменяющаяся перспектива, шагающие молотки.
Когда-то очень дано в нашей семье были настольные часы «Наири» с фанерным корпусом, вот такие:
Эти часы были снабжены музыкальным механизмом, который заводился ключом. По сути это была та же музыкальная шкатулка. Часы были старые и в один прекрасный день сломались. Носили-носили их по мастерам, да так ничего и не добились — не смогли их починить. Еще с год они простояли сувениром на телевизоре, а потом после моих слезных просьб их отдали мне — разобрать. Мне страшно хотелось узнать, что там такое внутри и как музыка получается. Сняла я заднюю крышку, а там… Вот такой механизм:
Заводишь пружину, валик крутится, пенечки задевают зубчики, зубчики звенят. Потом я добралась и до пружины, а она оказалась не проволочной, а ленточной и с очень острыми краями, о которые было легко порезаться, что со мной и произошло. Порез был очень неприятный и долго заживал. В общем, после моего вмешательства во избежание дальнейшего членовредительства часы были отправлены на помойку, а потом какое-то время спустя я увидела мультфильм «Шкатулка с секретом». Увидела и радостно подумала: «Да я все знаю, как и что там!».
Вот лучше б не знала.
Потому что на моменте, где мальчик голыми руками укладывает пружину, меня здорово триггернуло: я страшно боялась, что эта пружина распрямится и отрежет ему руки или ноги. Или голову. Кстати на этом моменте меня до сих пор триггерит. Ну реально страшно. Она еще выскакивает с таким мерзким и правдоподобным звуком…
Впрочем, остальные картинки в этом мультфильме не менее стрёмные. Он вроде детский, вроде мультфильм, но через пестроту и яркость красок проглядывает нечто зловещее, настораживающее, то, на что нет ответа. например, вот это главное действующее лицо в механизме шкатулки:
Этот уродец с огромной головой и огромным сарделькообразным носом, у которого не понятно, где руки, где ноги. Это кто? Это что вообще? Причем персонаж явно находится в обиде, но не вызывает сочувствия — взгляд у него нехороший. Ощущение такое, что он зло какое-то затаил на остальных за то, что они его ни во грош ставят. Смотришь, и кажется, что он таки что-то сделает, пакость какую-то. В нем есть что-то демоническое.
А вот эта пружина?
Да это вообще безумие какое-то. Оно еще и в женском образе. Какая-то заносчивая кривляка.
Но самый трэш и угар это валик. Авторы сделали его огромным:
А когда он движется на зрителя, вращаясь и стремительно увеличиваясь в размерах, начинаешь чувствовать легкую панику и бояться за героя-мальчика: он же его раздавит!
Кстати, я долго никак не могла уловить, почему этот валик вызывает у меня ассоциацию с американским флагом. Только найдя эту картинку в сети, поняла: белые звезды на синем фоне и красно-белые полоски по торцам, плюс на нем кепка времен войны севера и юга. Может, его поэтому и сделали таким пугающим — середина 70-х, мир был на грани войны, Америка была врагом, который вот так валиком по всему миру… Впрочем, как и сейчас.
А это вот те самые молоточки, похожие на цирковых артистов на одноколесных велосипедах, от которых так безнадежно пытается убежать носатый Арлекин:
Какие-то носатые антропоморфные чудовища, напоминающие истуканов с острова Пасхи. Алан Паркер изобразил их вот так:
Вообще, все внутреннее пространство шкатулки воспринимается как нечто опасное, угрожающее — мальчик, попав внутрь, идет среди замерших шестеренок, валов, цепных передач. Они не работают, но ведь в любой момент механизм может придти в движение, и что тогда?
Почему все так? Может быть, создатели мультфильма вложили в него тайные смыслы? Например, о роли маленьких незаметных «штук» в каком-то огромном механизме? Например, в государстве? «Сломается вот эта штука — шкатулка не издаст ни звука»?
Одоевский написал свою сказку в 1834 году. Современные исследователи его творчества склоняются к мысли, что сказка создана под впечатлением от трагического поражения восстания декабристов, со многими из которых писатель был в дружбе. Механизм табакерки это общество, в котором взаимосвязаны все детали. Заправляет всем царевна-пружина, она толкает валик, валик вращается и задевает молоточки, молоточки стучат по колокольчикам — так и появляется музыка, симфония. Но стоит поломать пружину — весь механизм останавливается и наступает хаос. И тут, конечно, каждый волен сделать свой вывод, о чем эта сказка — вплоть до распада СССР…
По материалам - Сплетен.нет
0 коммент.: