Двa интepecныx мoмeнтa из «Ceмнaдцaти мгнoвeний вecны»
Двa интepecныx мoмeнтa из «Ceмнaдцaти мгнoвeний вecны»
В блистательном сериале «Семнадцать мгновений весны» есть два примечательных момента, на которые редко обращают внимание — это просто фоновые детали. Но, тем не менее, они весьма интересны. Первая деталь. В одной из сцен 1-й серии Штирлиц крутит настройки приёмника и находит лёгенький джаз. Голос за кадром вещает: «Лондон передавал веселую музыку. Оркестр американца Гленна Миллера играл композицию из «Серенады солнечной долины».
Далее идёт чистая и незамутнённая фантазия автора: «Этот фильм понравился Гиммлеру, и в Швеции была закуплена одна копия. С тех пор ленту довольно часто смотрели в подвале главного управления имперской безопасности, особенно во время ночных бомбежек, когда нельзя было допрашивать арестованных». Дивная отсебятина, ибо сложно представить себе Гиммлера, которому до такой степени понравилась бы «Серенада…». Но идём дальше.
Деталь вторая. В 6-й серии Штирлиц в шестой раз смотрит фильм-ревю «Девушка моей мечты» (в немецком прокате — «Женщина моих грёз»). Не потому что ему нравится, а в этом кинотеатре должна состояться важная встреча. А так: «Он уже не мог смотреть на Марику Рёкк и слушать эту музыку. Разумеется, такие вещи не принимаются во внимание». Что роднит оба отрывка? Вкус Юлиана Семёнова и только он. Точнее, даже не вкус, а пара ностальгических ноток.
«Серенада Солнечной долины» и «Девушка моей мечты» — культовые кинокартины для послевоенной молодёжи. Одна — американская, союзническая, вторая — взятая в качестве трофея. Эти яркие и поверхностные ленты вкупе с «трофейными» шмотками сформировали, подготовили субкультуру стиляг. Вернее, то была одна из причин их появления. Кроме «Серенады…» и «Девушки…» в СССР крутили и другие фильмы — «Сестра его дворецкого», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан».
А из немецких — «Сердце королевы» про Марию Стюарт, «Трансвааль в огне» (об Англо-Бурской войне), «Индийская гробница» и ещё штук 20 развлекательных или костюмно-исторических сюжетов. Однако хорошо запомнились те два фильма. Поэтому, создавая эстетический, музыкальный фон для жизни Штирлица, авторы взяли то, что было наиболее памятно — причём не в самом Третьем Рейхе, а именно среди послевоенных подростков.
Если уж моделировать некую реальность, то лучшим фоном для краха Третьего Рейха могла быть пафосная драма «Великий король», где кумир Гитлера — галантный монарх Фридрих Великий находится на краю пропасти. Или, допустим, «Кольберг» — о борьбе немцев с Наполеоном. Причём, оба фильма сняты во время Второй Мировой войны и при покровительстве Геббельса. Но эти нюансы усложнили бы фабулу, в которой самое важное — интрига, а не правильность костюмов и декораций.
В любом случае, Юлиан Семёнов и Татьяна Лиознова сделали правильную вещь — они наполнили своё повествование узнаваемыми кадрами, песенками и — воспоминаниями. Есть правило, что герой исторической мелодрамы или ретро-детектива носит фасон причёсок, модный на момент съёмок. Так и с музыкой-танцами-спектаклями: выбирается то, что найдёт непременный отклик в душе у зрителя, а для того поколения джаз Миллера и танцы Марики значили много больше, чем просто развлечение.
0 коммент.: