Страницы

воскресенье, 17 марта 2024 г.

Юpcкий вceй cвoeй шecтидecятилeтнeй тeaтpaльнoй жизнью дoкaзывaл, чтo никaкoй cтapocти нeт

 


Юpcкий вceй cвoeй шecтидecятилeтнeй тeaтpaльнoй жизнью дoкaзывaл, чтo никaкoй cтapocти нeт

Юрскому всего было мало, он был универсально одарен и пробовал себя в литературе, театре, режиссуре кинематографической и сценической: снял блестящий фильм «Чернов», написал и поставил десяток жестоких и острых трагифарсов, писал стихи и прозу, сыграл десятки великих киноролей, лучшие из которых – Бендер в «Золотом теленке», Сорока-Росинский в «Республике ШКИД» и дядя Митя в фильме «Любовь и голуби», поставил на сцене Моссовета последний спектакль для Фаины Раневской. Он был одним из лучших Чацких ХХ века. Он был первым постановщиком «Фантазий Фарятьева» и исполнителем главной роли – на сцене того самого БДТ, где он узнал славу и всеобщую зрительскую любовь, того БДТ, откуда ему пришлось уйти.

«У меня не оппозиция, а позиция», — говорил он о себе.

Ленинградец, он был фактически изгнан из родного города, неусыпный контроль КГБ довел его до невроза, он написал обо всем этом страшный и сильный роман «Игра в жизнь» — и на долгое время фактически ушел из театра, сосредоточившись на сольных моноспектаклях.

Он был непревзойденным чтецом. Он вернул на сцену Зощенко, читал Мандельштама и Бродского. Знал наизусть тысячи стихотворных и прозаических текстов.

В наш последний, как оказалось, совместный вечер на чтецком фестивале «Прямой речи» в «Гоголь-центре», в декабре 2018 года, он без запинки, без пропусков, без текста в руках читал бабелевского «Фроима Грача» — последний и самый трагический из одесских рассказов.

И все это время он неутомимо поддерживал всех гонимых — ходил на процесс Ходорковского и Лебедева, а потом на процесс Серебренникова. Подписывал протесты. Звонил всем, кого травили, — просто со словами поддержки. Все читал, отмечал все удачи, понимал, как важно вовремя сказанное ободряющее слово. Не был щедр на комплименты, никого не утешал, судил по строгому счету — тем весомее было сказанное и написанное им.

В последние годы Юрский говорил: врачи запретили играть, этот концерт точно последний… А он опять был не последний. «Больше пьес писать не буду» — и писал. «Больше ставить не хочу» — и ставил. И доказывал любым своим появлением перед залом, что возраста нет и усталости нет, — пока человеку есть для чего жить, его не свалишь, не запугаешь, не растопчешь. Право, не знаю, кто еще так ясно свидетельствовал об этом.

И когда я спросил его однажды на нашем вечере в «Прямой речи», понимает ли он, почему Наталья Тенякова, первая красавица БДТ выбрала именно его, он ответил с глубокой серьезностью: «Думаю над этим последние сорок лет». А вот потому и выбрала: потому что он был мужчиной, воплощением лучших мужских качеств, был одинаково свободен от конформизма и дуболомной, плоской простоты.

Он много болел, никогда не жаловался, выходил на сцену в любом состоянии — и немедленно приходил в идеальное рабочее состояние: Юрский всем своим обликом, всей своей шестидесятилетней театральной жизнью доказывал, что никакой старости нет.

Автор — Дмитрий Быков


Комментариев нет:

Отправить комментарий