Страницы

четверг, 7 марта 2024 г.

«Мoлoдaя жeнa». Финaл этoгo фильмa мoг быть coвceм дpугим

 


«Мoлoдaя жeнa». Финaл этoгo фильмa мoг быть coвceм дpугим

Хорошие фильмы, как хорошее вино – над ними не властно время.

3 марта исполнилось уже 45 лет со дня премьеры картины режиссера Леонида Менакера «Молодая жена».

В 1979 году этот фильм был признан лучшим фильмом года. (По опросу зрителей журнала «Советский Экран»).

Фильмы режиссера Леонида Исааковича Менакера, (троюродного брата Андрея Миронова) вам хорошо известны.

Леонид Исаакович Менакер

«Жаворонок», «Не забудь... станция Луговая», «Завещание профессора Доуэля», «Последний побег», «Собачий пир» и «Молодая жена» - фильм, о которой сегодня и пойдет речь.

Когда режиссер прочитал повесть Ириной Велембовской «За каменной стеной», она его сильно зацепила. Столько в этой, вроде, простой деревенской истории и боли, и отчаяния, и житейской мудрости.

И каждый из героев по - своему прав, и всех жалко…


Многие коллеги тогда отговаривали Леонида Менакера от съемок этой картины. Одни считали, что эта проходная деревенская история. Другие ему говорили, что фильм не пропустят, потому как в нем нет идеологического подтекста и ни кадра про соцсоревнования доярок. Брошенная невеста, архаичные деревенские устои, брак без любви... Кому это надо?


Но он решился. И попросил Ирину Александровну написать сценарий по своей же прозе. Она была удивлена его вниманием к повести, которая была опубликована еще в самом начале шестидесятых годов, а написана еще за много лет раньше. Проза Ирина Велембовской глубока. Многие ее считали для того времени слишком смелой. На основе ее повестей и по ее сценариям были сняты такие фильмы, как «Сладкая женщина», «Женщины», «Впереди день», «Люди, как реки».

По просьбе режиссера, Ирина Велембовская переписала финал. Сделала его более радостным. Или не радостным. Это уж решать зрителям...

В ее повести супруг Мани вовсе не меняется и остается один, Маня к нему не возвращается. А в фильме все иначе - Алексей Иванович с дочкой приходит вечером в дом, а там Маня моет пол.


Она к нему подходит, он смотрит на нее, немая сцена, а за кадром веселая музыка, которая намекает зрителю на то, что все у них потом налаживается, «стерпится - слюбится»...

Главную героиню Маню Стрельцову сыграл Анна Каменкова, которой в год съемок было всего 24 года. За блистательно сыгранную роль актриса получила на кинофестивале в Ашхабаде даже приз - «За лучшее исполнение женской роли».


Сама актриса и не верила, что ее утвердят на роль. До этой роли у Каменковой было ряд неудачных кинопроб и она уже не верила в удачу. Да и сам Менакер был очень удивлен тому, что его ассистенты привели к нему худенькую и какую - то сильно уставшую актрису. А ведь его Маня должны быть такой русской красавицей — розовощекой, с косой, чтобы "кровь с молоком".


Но он все - таки попросил Каменкову сыграть одну сцену из будущей картины. Она читала один из самых драматических эпизодов фильма и в конце даже расплакалась. Позже актриса ему созналась, что разревелась она на пробах не из-за жалости к Мани, а к себе. В этот момент ей вспомнились все свои последние неудачи и мытарства.

Интересно, что на роль мужа героини ( Алексея Ивановича Терехова) режиссер хотел утвердить Армена Джигарханяна. Но в тот год Армен Борисович был сильно занят на съемках и от этой роли отказался. В итоге деревенского работягу сыграл 35 - летний Владлен Бирюков.


И это было стопроцентное попадание в образ.

"Я ведь ценю, что ты девка непростая, с переживаниями. С чуркой уже нажился..."

Сразу согласился на роль бывшего жених Мани и Сергей Проханов, который за год до этого снялся в комедии «Усатый нянь».


"Ну и иди! Торгуй мясом!.. Частница!"

Ему понравился образ красавца - предателя. Он боялся, что после комедии, в которой он сыграл няню Кешу, режиссеры ему будут предлагать только комедийные роли.

Ну, конечно, кто лучше Галины Климентьевны Макаровой смог сыграть такую мудрую бабушку Агашу?

Она и не играла в кадре, а просто всем сердцем искренне переживала и давала свои мудрые советы внучке и зятю:

"А тебе, Алексей Иванович, понятливее надо быть, за второй бабой живешь".

"С любовью и то за мужиком нелегко".

Хороша в этой картине и актриса Наталья Назарова, которая играет продавщицу сельпо.


"Тапки белые пора покупать, а вы всё комбинашки перебираете" (бабушкам-покупательницам)

"Нашел змейку себе на шейку" (Алексею - о Мане).

Кстати, в самой повести продавщицу зовут Лиза и она совсем не влюблена в Алексея Ивановича и с Маней даже дружна, уговаривает ее выйти замуж за такого крепкого и хозяйственного мужчину.

В фильме также играют - Любовь Соколова, Валентина Владимирова, Анатолий Рудаков,Игорь Эрельт, Эльвира Колотухина, Елена Мельникова. Дочку главного героя сыграла Соня Джишкариани. Позже она еще снялась в трех фильмах, но свою жизнь с кино так и не связала.


В этом фильме нет фальши, все как в жизни. И не только в отношениях между героями. Интересно и сейчас его пересматривать, и вспоминать сельский быт тех лет.


Что продавали в маленьком сельском магазинчике? Что ели и что пили? Какая посуда стояла в шкафчиках? Какую музыку слушали и как справляли свадьбы.


— А гуся мы к молодым поставим! На завтра останется!

— В газетах что пишут новенького?
— Расисты распоясались, озверели совсем.

— Ревнуешь ее, что ли? Брось. Портвейн вот португальский завезли. Может, зайдешь? — Я португальский не люблю. Испанский лучше.

Вроде и недавно все это было, а прошло уже сорок пять лет. Пересмотрите хороший фильм!



Комментариев нет:

Отправить комментарий