«Дepeвeнcкий дeтeктив»: ктo был пpoтoтипoм Aниcкинa и кoгo cыгpaлa дoчь Миxaилa Жapoвa
55 лет назад на экраны вышла комедия «Деревенский детектив», которая положила начало долгой киноистории про сельского участкового Фёдора Анискина. В основу сценария легла одноимённая повесть писателя Виля Липатова — он создал целый цикл произведений, посвящённых деревенским преступлениям.
У главного героя были реальные прототипы. Автор повести жил в Томской области и был хорошо знаком с местными милиционерами — Александром Анискиным и Александром Шинкевичем. От первого книжному персонажу досталась фамилия, внешность и черты характера. А со вторым писатель провёл несколько дней — ездил в участок, присутствовал на допросах и пытался разобраться в преступлениях.
Экранизировать повесть Виля Липатова предложил лично министр внутренних дел СССР Николай Щёлоков. Писателю заказали сценарий к фильму, а организацию съёмок доверили киностудии имени Горького. Режиссёрское кресло занял Иван Лукинский — автор популярных комедий про приключения деревенского парня Ивана Бровкина.
В главной роли в МВД хотели видеть только Михаила Жарова, так что сценарий писался специально под актёра. К тому моменту у него уже давно не было больших ролей ни в театре, ни в кино. Когда ему предложили сыграть Анискина, он с радостью согласился и даже устроился «на стажировку» в милицию, чтобы лучше войти в образ.
Спокойный, мудрый и находчивый Анискин так полюбился зрителям, что «Деревенский детектив» не терял популярности на протяжении нескольких лет. Создатели фильма задумались о продолжении. В то время был всплеск подростковой преступности — насмотревшись в прокате на приключения французского Фантомаса, мальчишки в масках начали нападать на прохожих. В МВД решили снять фильм о том, как любимый милиционер победит «фантомаса».
Михаилу Жарову было уже 74 года, и киногруппа опасалась, что он откажется от съёмок. Однако актёр не только не отказался, но ещё и вошёл в команду режиссёров. Он стал третьим в компании Виталия Иванова и Владимира Раппопорта, которым доверили съёмки «Анискина и Фантомаса». Для Жарова это был хоть и подзабытый, но не первый режиссёрский опыт — в 1946 году он снял комедию «Беспокойное хозяйство». На одну из ролей в детективе он взял свою дочь — Анна Жарова сыграла пионервожатую Аню.
Интерес к Анискину не угасал, и спустя ещё пять лет был снят новый фильм. Трёхсерийную часть под названием «И снова Анискин» снимали по повести «Анискин и Боттичелли». В книге расследовалось похищение из церкви старинной иконы святого Иоанна Крестителя, но для фильма пришлось написать другую линию — участковый искал керамическую птицу, украденную из сельского музея. Режиссёрами снова стали Виталий Иванов и Михаил Жаров. Актёру было уже под 80 лет, но он так полюбил своего героя, что не хотел с ним расставаться.
Александр Белявский в новом фильме примерил на себя сразу несколько образов. Чтобы сделать из актёра женщину, художникам от костюмам пришлось похлопотать. Найти на крупного мужчину приличное платье было сложно, а женскую обувь 45-го размера — вообще невозможно. Туфли 40-го размера с отрезанной пяткой были катастрофически малы, и пришлось «женщину» обувать в сапоги. Белявскому образ очень нравился — он не только ходил так по съёмочному павильону, но и ездил домой после окончания рабочего дня.
Михаил Жаров снова пригласил в фильм дочь Анну. На съёмках присутствовала и жена актёра — она заботилась о нём за кадром, так как возраст давал о себе знать. Роль Анискина стала для Михаила Жарова последней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий