B чecть нee oн нaзвaл ocтpoв и мыc
B чecть нee oн нaзвaл ocтpoв и мыc
Александр Колчак и его женщины!
Он прожил 24 года после своей официальной смерти под чужим именем. Для всех его спешно расстреляли в 1920 году и концы в воду, то есть тело бросили в полынью, нет тела, нет могилы, на самом деле это была одна из самых успешных операций ОГПУ, привлечь к работе на советскую власть не только «Верховного правителя России», но и известного учёного полярника, открывшего хребты Ломоносова и Менделеева, составившего прогнозы залежей природных ресурсов на севере. Жизнь ему сохранили, предоставили все условия для работы, а вот имени лишили. Его имя Александр Колчак было похоронено. На связи с ним другим работал только лично Глеб Бокий и никаких контактов.
Но теперь это была не его жизнь, а он часто вспоминал свою собственную, зная, что во Франции, живут его жена и сын, который на него обижен за предательство матери, но всё равно он каждый день их благословляет.
Сейчас у него много времени, чтобы вспомнить ту прошлую жизнь и с каждым днём эти воспоминания становятся ярче, как будто и не было прожитых лет…
«Без вас моя жизнь не имеет смысла»
С будущей женой Софьей Омировой он познакомился на балу в Морском собрании, она была выпускницей Смольного института, Александр влюбился и почти сразу сделал предложение, она согласилась, но договорились, что свадьба состоится после полярной экспедиции, в которую он должен был отправиться.
Софья его ждала и получала письма полные любви и нежности: «Сколько бессонных ночей я провел у себя в каюте, шагая из угла в угол, столько дум, горьких, безотрадных... без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Все мое лучшее я нес к Вашим ногам, как к божеству моему, все свои силы я отдал Вам...».
Первые экспедиции
Два года он в составе экспедиции проводил исследования Ледовитого океана и прибрежной полосы, корректировал очертания Таймыра и близлежащих островов, руководитель экспедиции барон Толль записал в дневнике: «Наш гидрограф Колчак - прекрасный человек, преданный интересам экспедиции».
Маршрут Зари
На мысе Челюскина, шхуна Заря стала первым судном, обогнувшим мыс и высадившиеся на мыс Колчак и Зееберг, проведя наблюдения, с астрономической точностью определили координаты северной точки континента.
Из уважения к заслугам молодого учёного барон Толль назвал один из открытых островов в Таймырском заливе и мыс именем Колчака, а сам Александр во время второго полярного похода назвал другой остров в том же заливе и мыс именем своей невесты Софьи, которой писал почти каждый день о своей любви.
Гидролог экспедиции лейтенант А.В. Колчак за работой.
Семейная жизнь – встречи и разлуки
Они обвенчались только в 1904 году после двух его экспедиций в Свято-Харлампиевском храме в Иркутске, куда она к нему приехала, но минуты радости были омрачены новым прощанием – началась Русско-японская война и Колчака отправили на защиту Порт-Артура, где после гибели адмирала Макарова, он командовал миноносцем «Сердитый», получил золотую саблю, но был ранен и попал в плен к японцам, которые впоследствии отправили его в Россию через Америку.
Софья в это время родила дочь Катю, которая так и не увидела отца, прожив всего месяц. Потери, боль, переживания за мужа теперь станут неотъемлемыми в её жизни, и она будет достойно всё переносить. Колчак вернулся с войны израненный и долго лечился, Софья надеялась, что больше разлук не будет.
И действительно, он с головой ушёл в научную работу: написал труд по океанографии, выпустил географические карты, написал несколько книг, преподавал.
И вновь экспедиции и наука
Но сидеть в кабинете он больше не мог и в 1909 году, оставив беременную жену, отправился в экспедиции во Владивосток, а затем к мысу Дежнёва, которые продлились два года. Им были собраны уникальнейшие научные данные, актуальные и поныне. Картами Русского севера, составленными Колчаком, пользовались военные моряки до конца 50-х годов. Ещё одну экспедицию он совершил на ледоколе, пройдя через четыре океана вокруг Евразии.
Софья в 1910 году родила сына Ростислава и в каждом письме описывала как Славушка подрастает. Наконец Колчак вернулся из экспедиций, занялся судостроительной программой. В семье в 1913 году родилась дочь Маргарита и, казалось бы, жизнь вошла в спокойное русло.
Война и новые испытания
Начало Первой мировой войны обернулось для Софьи настоящей трагедией, в связи с угрозой наступления немцев она вынуждена была бежать из Либавы, которая находилась на самой границе и где жили семьи офицеров в Гельсинфорс, где находился штаб Балтийского флота и её муж, который не позаботился организовать эвакуацию семей офицеров и своей собственной семьи. Софья бежала, взяв только детей и оставив всё имущество, по дороге маленькая Рита простудилась и умерла. Она почти сошла с ума, но рядом был сын и надо было спасать его.
Жена однополчанина
В Гельсинфорсе Колчаки и Тимирёвы были соседями и дружили семьями. Их многое объединяло, Сергей Тимирёв был однокашником Александра Колчака, они вместе воевали в Русско-японской войне, Тимирёв был его подчинённым и относился к нему с большим уважением
У Тимирёвых недавно родился сын Одя (Володя), они часто приходили в гости к Колчакам вместе проводили вечера.
Здесь Софью ждало ещё одно испытание – взаимные симпатии её мужа и Анны Тимирёвой, которая первая призналась Александру в любви, и они встречались сначала тайно, а потом и на глазах у всех. Софья призналась как-то подруге, что ожидает развода, но этого не произошло.
В 1916 году Колчака назначили командующим Черноморским флотом, и Софья переехала с ним в Севастополь, где организовала санаторий для низших военных чинов и сама в нём работала. В семье отношения нормализовались, Колчак часто уходил в боевые походы, она как всегда его ждала.
Последний раз она обняла его на перроне севастопольского вокзала, когда он уезжал в Петроград в командировку, а она опять оставалась ждать его.
В августе 1917 года Керенский предложил Колчаку подать в отставку, можно сказать принудил и тогда Колчак по приглашению США уехал консультировать американских военных специалистов. Оттуда он написал письмо Софье, предлагая ей уехать в эмиграцию: «Все, что могу сейчас желать в отношение тебя и Славушки, чтобы вы были в безопасности и могли бы прожить вне России настоящий период кровавой борьбы до её возрождения. Ты не можешь ни с какой стороны, кроме уверенности моей в безопасности и спокойной жизни твоей за границей, помочь мне в этом деле».
Но Софья продолжала ждать его в Севастополе, хотя после октябрьского переворота для неё небезопасно было там оставаться и приходилось прятаться по семьям знакомых моряков.
Александр Колчак и Анна Тимирёва
Она перестала ждать, когда получила известие, что Колчак в Омске и с ним она – Анна Тимирёва.
В октябре 1919 года Софья получила от него последнее письмо, где он просил жену не касаться его взаимоотношений с Анной, потому что это его обижает и вынуждает не читать письмо далее:
«Прошу не забывать моего положения и не позволять себе писать письма, которые я не могу дочитать до конца, т. к. я уничтожаю всякое письмо после первой фразы, нарушающей приличие. Если ты позволяешь слушать сплетни про меня, то я не позволяю тебе их сообщать мне. Это предупреждение, надеюсь, будет последним.
Пока до свидания. Твой Александр».
Анна Тимирёва в 1918 году развелась с мужем и поехала вслед за Колчаком в Омск, бросив при этом своего маленького сына. Она отправила его в Кисловодск к дедушке и бабушке, а когда те умерли, ребёнок остался на попечении чужих людей. Только в 1922 году, выйдя из тюрьмы, она заберёт сына, да и то ненадолго.
Когда Колчака арестовали, его спросили кем ему приходится Анна Тимирёва, хотя все и так знали, что она его гражданская жена - «Она – моя давнишняя хорошая знакомая. Она находилась в Омске, где работала в моей мастерской по шитью белья и по раздаче его воинским чинам – больным и раненым. Она оставалась в Омске до последних дней, и затем, когда я должен был уехать по военным обстоятельствам, она поехала со мной в поезде. В этом поезде она ехала сюда до того времени, когда я был задержан чехами. Когда я ехал сюда, она захотела разделить участь со мною».
Всего на всего хорошая знакомая, даже не гражданская жена.
Она выйдет на свободу в 1922 году, но ненадолго. Она попытается сменить фамилию, выйдя замуж за инженера Книпера, но её найдут и отправят в ссылку на долгие годы, сына Владимира расстреляют в 1938 году как антисоветчика, Анну реабилитируют только в 1960 году, оставшиеся 15 лет она проживет в Москве и даже будет подрабатывать на Мосфильме, играя в эпизодах колоритных дворянок.
Анна Тимирёва
А ещё она оставит воспоминания о своей неземной любви, над которыми впечатлительные граждане будут лить слёзы и даже впоследствии снимут фильм.
Софье с сыном Ростиславом удалось покинуть Россию, они поселились во Франции. Она дала сыну хорошее образование, он окончил Сорбонну, работал финансистом.
Жена Колчака Софья с сыном Ростиславом и внуком Александром. Франция, 1939 год.
Во время Второй мировой войны Ростислав воевал в рядах французской армии против немцев, как когда-то его отец. В жёны он выбрал Екатерину Развозову, дочь адмирала Александра Развозова, убитого большевиками, а сына назвал Александром в честь дедов адмиралов.
Софья прожила долгую жизнь и умерла в 1956 году.
Александр Васильевич Колчак внёс неоценимый вклад в развитие советской Арктики. Его карты и труды помогли открыть месторождения угля, каменной соли и нефти в море Лаптевых, флюорита на берегу Карского моря, оловянные и вольфрамовые руды в Чаунской губе, составить карту комплексной водной системы сибирских рек и карты экспедиций вдоль побережья Ледовитого океана и на Северный полюс.
В его жизни на первом месте была наука, с ней он обо всём забывал, с ней он и остался во второй жизни, которая закончилась в 1944 году.
0 коммент.: