4 фильмa, в кoтopыx пoкaзaны кoмфopтныe уcлoвия paбoты coвeтcкиx cлужaщиx
Эта необычная идея пришла ко мне , когда я в очередной раз с удовольствием посмотрела нетленный фильм «Служебный роман».
«А что, — подумала я , — довольно необычный подход к теме о кино. И тут же вспомнила о нескольких фильмах, подходящих под эту тему.
На их примере можно изучить быт советских инженеров и офисных работников. Ведь это очень интересно (неправда ли?) : рассматривать художественные фильмы прошлых лет как свидетелей той эпохи. Проходят годы, и забываются многие бытовые мелочи, исчезают в тумане времени. И память человеческая небесконечна… А фильмы словно музеи хранят то, что уже ушло, порой безвозвратно. Звучит романтично…
Но вернёмся к фильмам, которые отображают рабочие условия советских инженеров и конторских работников.
Они хорошо всем известны. И, возможно, некоторые из вас, дорогие читатели, посмотрят на них немного с другой стороны.
«Служебный роман» 1977 год, режиссёр Э. Рязанов
Не буду здесь писать об истории и сюжете этого фильма. Все о них знают хорошо, и, может быть, лучше меня.
Сейчас нас интересует как в этом фильме показана рабочая обстановка служащих статистического учреждения, «белых воротничков», как сейчас говорят.
Мы видим, что коллегии Новосельцева и подчиненные Калугиной работают в старинном особняке, перестроенном под современные нужды. В этом здании есть и другие конторы.
Основная часть работников размещена в достаточно большом помещении без перегородок. Работники сидят близко друг к другу, и между ними нет стен и почти нет перегородок. Так, кое где стоят сквозные этажерки.
Административная часть находится этажом выше. Кабинет директора, кабинет заместителя, зона секретарши. Где-то есть бухгалтерия ( Шура постоянно мелькает в кадре, но на рабочем месте мы ее не видим).
Странно, что начальник отдела Бубликов сидит в очень неподходящем месте для руководителя такого уровня: практически под лестницей.
Интересно, было такое на самом деле? Возможно. Но может, режиссёр для красного словца, то бишь кадра, посадил Бубликова рядом с лестницей. Он так красноречиво посматривает на ноги женщин!
В картине показан вход в здание изнутри. Служащие спешат на работу. В холле мы видим стенд с журналами и газетами. Каждый может купить прессу. А рядом мы видим столик, где расставлены разные лекарства. Героиня Светланы Немоляевой просит таблетку от головы.
О,это очень удобно: иметь на работе аптечный киоск. Это в наше время аптек на каждом углу и через каждые 100 метров. А тогда до аптеки еще надо успеть добежать в обеденное время. В Советском Союзе заботились о комфорте служащих. Кстати, герои фильма обедают в ведомственной столовой. Про них можно и нужно писать отдельно. Это особая история.
Какие же признаки комфорта у работников НИИ мы видим в художественном фильме «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 года ?
В кабинете проектировщиков есть всё для комфортной работы: уютные шторы, дополнительные лампы освещения, индивидуальные столы и приспособления для черчения,(это сейчас чертежи составляют в специальных программах типа Автокад).
В помощь работе на столе Люси Виноградовой стоит вычислительная машина. По тем временам — крутая.
Для правильной организации отдыха служащих ( у них сидячая и неподвижная работа) предусмотрена зона игры в теннис. Мне рассказывали, что во многих советских НИИ стояли такие столы, и желающие активно провести своё обеденное время могли поиграть. Нет интереса к теннису? Можно предложить коллеге шахматную партию.
Кроме этого у героев фильма «Самая обаятельная и привлекательная» есть возможность пить газированную воду бесплатно. Помните эпизод, когда трое коллег Нади Клюевой стоят со стаканом в руке и обсуждают главную героиню? Вода налита из аппарата, установленного в институте для работников.
Подобные автоматы в те времена стояли на улицах. Люди сладкую и несладкую газировку за 1 и 3 копейки. В советских институтах часто встречали такие автоматы. И это, действительно, признак комфорта.
Какие условия труда мы видим в фильме «Опасно для жизни» 1985 года Леонида Гайдая ?
Хотя большинство эпизодов снято на свежем воздухе, всё-таки есть в фильме и здание, где работал герой Куравлёва. Это тоже, как и в фильме «Служебный роман», старинный особняк. На фасаде так и значится: памятник архитектуры. Внутри у же всё достаточно модерново. Например, самооткрывающиеся двери на пути к к секретарше директора.
А в кабинетах мы видим добротную мебель, мягкие стулья, удобные большие столы. В общем, всё, что нужно для комфортной работы.
В учреждении есть буфет с разными дефицитными товарами. Даже пепси-кола продаётся.
В фильме Геральда Бежанова «Где находится нофелет?» 1988 года главный герой — работник НИИ.
Поэтому он тоже передаёт рабочую атмосферу служащих института. На работе у инженера Павла Голикова тоже благоустроено. Занавесочки, рабочие места. специализированная аппаратура.
Выходит, советские служащие работали в очень хороших условиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий