Страницы

четверг, 29 февраля 2024 г.

Xapизмaтичный coceд Липaтникoв из «Мecтa вcтpeчи…». Ктo oн тaкoй и кaк cлoжилacь cудьбa

 


Xapизмaтичный coceд Липaтникoв из «Мecтa вcтpeчи…». Ктo oн тaкoй и кaк cлoжилacь cудьбa

Одним из самых любимых советских фильмов остается «Место встречи изменить нельзя». Великолепная работа режиссера, созвездие талантливых актеров погрузили зрителей в особую атмосферу. Фразы из фильма, что называется, ушли в народ, а любимыми и узнаваемыми стали не только главные герои.


Вспомнить хотя бы соседа Груздева, роль которого блестяще сыграл Николай Слесарев. Совсем крошечная роль запомнилась людям. Суметь привлечь к себе внимание зрителей эпизодом под силу только великому артисту с настоящим даром. Как же сложилась дальнейшая судьба Слесарева?

Путь к делу всей жизни

Николай Ильич Слесарев родился 6 декабря 1912 году в Омске. Его детство было омрачено гражданской войной и голодом, охватившим Поволжье. Мальчик рано потерял родителей, и ему нужно было устраиваться в жизни самому. Ни о каком творчестве он тогда не помышлял.


Николай окончил педагогический техникум и стал работать учителем в одной из отдаленных деревень. Однако после возвращения в город молодой человек оставил педагогическую деятельность. Он устроился рабочим на оборонный завод.

Почему Николай решил так круто поменять жизнь, неизвестно. Но, как ни парадоксально, а именно работа на заводе приблизила мужчину к актерской карьере. Все дело в театральном кружке, организованном для работников.


Участие в аматорских постановках открыло для Слесарева абсолютно новый мир – мир театра. В итоге молодой человек поступил на службу в Самарский театр рабочей молодежи. На его базе он окончил актерскую студию и приобрел желанную профессию. В 30-е годы он играл на театральных сценах Самары и Читы.

Знаменитый момент из «Места встречи изменить нельзя»:

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Слесарев ушел на фронт добровольцем, служил в пехоте, получил тяжелое ранение в руку. Был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда». В 1943 году актера демобилизовали.

Из Читы в Омск

После армии Слесарев уехал в Читу, где поступил на службу в местный театр. Каждый вечер он выходил на сцену и перевоплощался в разные образы, делал это просто великолепно. Зрители даже не догадывались, что во время игры актер тщательно скрывал ото всех адскую боль в руке – рана очень долго не заживала.


Природный талант, тяжелый жизненный опыт позволили актеру создавать на сцене глубокие и достоверные образы.

В 1948 году Слесарев присоединился к труппе Омского драматического театра. В нем он прослужил целых 40 лет. Здесь актер смог в полной мере раскрыть свой талант, хотя главных ролей не играл. Театры с любовью называли его «королем эпизодов». Николай Ильич участвовал в таких постановках как «Лес», «Матушка Кураж», «На дне», «Король Лир».

В Омске было много талантливых актеров, но до съемок в кино добирались они редко, так как не было своей киностудии. Зато — сильный театр.

Кино как яркий эпизод

В 1977 году режиссер Станислав Говорухин приступил к съемкам мини-сериала «Место встречи изменить нельзя». В Москве проходил кастинг актеров, как на главные, так и на эпизодические роли. Отбор шел тяжело, так как Говорухин был очень требовательным в выборе кадров.

Как же попал в фильм Слесарев? По счастливой случайности Омский драмтеатр в это время был с гастролями в столице. Директор картины увидел на афише Слесарева и понял, что именно таким и должен быть «тверёзый» сосед Липатников.

На момент съемок ему было 67 лет и это стало его единственной ролью в кино. Притом, что у него в активе несколько десятков театральных ролей.

Талантливый актер превратил эпизод в настоящий шедевр. Все было сыграно естественно и на одном дыхании. Зритель увидел на экране подлинного работягу таким, каким он и был в реальности. Не было ни малейшего намека на наигранность.

Небольшой эпизод был важен для картины, ведь во время этой беседы Жеглов наглядно показал Шарапову, как нужно работать со свидетелями.

Как вспоминал позже Станислав Садальский, Слесарева даже не гримировали и не создавали для него костюмов. Он отыграл сцену в своей одежде – обычных шароварах и майке.


Сам Садальский до сих пор восхищается образом Липатникова. «Один из самых, на мой взгляд, ярких персонажей – сосед Груздева, товарищ Липатников, перепутавший время футбольных матчей…» — написал актер в своем телеграмм-канале.

В театре Слесарев также умел делать своих персонажей яркими и запоминающимися. Он постоянно акцентировал на важных внешних особенностях – мимике, походке, всегда использовал возможности грима. Особенно ему удавались роли слуг и стариков.

«Место встречи…» не первая киноработа актера. В 1968 году он сыграл эпизодическую роль в фильме «Хозяин тайги». Это был местный житель Гаврила, который запрыгнул на борт грузовика, где перевозили арестованного персонажа Кокшенова.

Слесаревский Гаврила произнес единственную фразу: «Мы что, его не знаем, штоле!». Также он принимал участие в фильмах-спектаклях «Букварь» и «Незабываемые годы».

Роль Липатникова стала второй и последней его киноработой. Даже удивительно, что режиссеры не использовали такой редкий талант и органичность в кадре. Зато Николай Ильич мог все силы отдавать родному театру, который безумно любил.

Отсутствие главных ролей актера не расстраивало. Он любил свою профессию, любил зрителей, а не гнался за громкой славой. В 1968 году он получил почетное звание Заслуженного артиста РСФСР.

Николай Слесарев до конца жизни служил в Омском академическом театре драмы. Он доказал, что для большого актера нет незначительных ролей.

Каждый сыгранный персонаж был тщательно проработан, именно поэтому становился выразительным, острым и достоверным. Николай Ильич стал настоящим бриллиантом для труппы. Умер артист 10 ноября 1986 года. Ему было 73 года. Похоронен Слесарев на 28 аллее Ново-южного кладбища города Омска.




Комментариев нет:

Отправить комментарий