«Oшибкa peзидeнтa» — шпиoн, любoвь и музыкaльнaя шкaтулкa

11:48 AR Ka 0 Comments

 


«Oшибкa peзидeнтa» — шпиoн, любoвь и музыкaльнaя шкaтулкa

Во второй половине 1960-х – вместе с очередным витком эстетизации Гражданской войны – перестали демонизировать и белогвардейцев, равно как и «дворянскую» эмиграцию. Да, враги. Да, классовые противники. Да, непримиримость.

Но – враги «наши», русские, совершившие, как тогда говорилось – трагическую ошибку. Остросюжетная сага о Михаиле Тульеве – красавце, аристократе, графском сыне и – профессиональном разведчике – это история возвращения в Россию.


Киноработа Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968) – эстетный, во многом — типичный для 1960-х фильм. Полупрозрачность неба, ветер в лицо, новостройки, чертёжные шрифты заголовков и лаконичная графичность фона. Поезда… Огни… Стройные силуэты.

Противостояние разведок подано через романтику эпохи. Красивые люди – Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин и – Элеонора Шашкова, тогда и примерившая на себя образ девушки Бонда, женщины великолепного агента. Встречи — по расписанию. Ожидание — вечность.


Итак, в нашу страну проникает настоящий профи шпионажа – Михаил Тульев (Георгий Жжёнов). До этого он работал в Азии да Африке, он ловок и пожжён, его на мякине-то не проведёшь, а тут забросили на Родину отцов. Туда, где всё ещё жив дом предков. Графская цитадель!

Важнейшая деталь – явного врага с самого начала рисуют, как очень хорошего человека, с которым приятно общаться всем новым «друзьям», точнее, они и становятся ему друзьями, тогда как бывшие власовцы-бандеровцы, с которыми приходится работать в связке, Тульеву невыразимо противны.

Нам транслируют – графу не место в стане противника. Миша Тульев хорошо вписывается в советский мир, как бы там ни было. Ему тепло в коллективе и отвратительно с «подельником» Дембовичем (Олег Жаков). При его виде герой Жжёнова кривится и разве что не плюёт ему в лицо.

Зато с ребятами из таксопарка — полное взаимопонимание. Благо, и любовь свою нашёл именно там же – в лице диспетчера Маши (Элеонора Шашкова). Любовь – типично-шестидесятническая. Импрессионизм на фоне модернизма.


Взгляды, руки, расставания, прохладный воздух. И – внебрачный ребёнок. Другая линия – Паша Синицын роскошный полубог в белых джинсах, чекист с гитарой, вынужденный изображать не только уголовника Бекаса, но и врага системы (Михаил Ножкин).

Самая запоминающаяся тема – допрос с детектором лжи и последующая пыточная камера, издающая негармоничные звуки – чудовищная «музыкальная шкатулка». И – корректные, гладкие врачи-убийцы, напоминающие доктора Менгеле.


Все ниточки тянутся туда, в побеждённый Рейх… Однако наши люди выдерживают всё. Особенно – противоборство с врагами и обстоятельствами. В финале мы видим, как Тульева «берут», но мы-то с вами понимаем – перевербуют.

Непременно! А следующий фильм о Резиденте – уже в духе иных времён. Если кино 1960-х – это настроение, то фильмы 1970-х – фабула и детали. Надо сказать, что «Судьба резидента» (1970) интереснее сюжетно, чем первая часть… Так что продолжение – следует.



0 коммент.: