«B бoй идут oдни cтapики»: 12 интepecныx фaктoв o лeгeндapнoм кинo Лeoнидa Быкoвa
«B бoй идут oдни cтapики»: 12 интepecныx фaктoв o лeгeндapнoм кинo Лeoнидa Быкoвa
Быков когда-то на самом деле хотел стать летчиком. Но в училище его не взяли – оказался мал ростом. Поэтому кино о военных асах стало для него данью уважения юношеской мечте. Леонид Федорович выступил режиссером, соавтором сценария и сам сыграл главную роль. А само кино снято, как водится, на основе реальных событий.
Правда, происходили эти события в различное время, с разными людьми и в разных местах. Фильм мог не состояться вообще – чиновников категорически не устраивал сценарий. Запустить проект в работу Быкову помогли фронтовики.
1. В конце 60-х годов Леонид Быков перебрался из Ленинграда в Киев. И свой фильм о советских летчиках он непременно хотел снять на местной киностудии – имени Довженко. Работа над сценарием была очень тщательной. Быков много общался с реальными летчиками, консультировался с ними. В итоге многие герои в фильме имели реальных прототипов.
2. Существовала в реальности и поющая эскадрилья. Она находилась в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина. В этой эскадрильи был свой хор. Говорят, два самолета для нее «выбил» Леонид Утесов. А на одной из крылатых машин сияла надпись «Веселые ребята».
3. Киношным чиновникам очень не нравился сценарий. Летчики выглядели в нем совсем «не героическими». Вместо того, чтобы совершать подвиги, они, понимаешь, пели какие-то песенки. Не порядок! И на съемки вначале не дали добро.
4. Но Леонид Быков не собирался так просто отказываться от своей мечты. Выступая на гастролях в различных городах страны, находчивый артист стал читать фрагменты сценария – как отдельные художественные произведения. На спектакли приходили фронтовики. Многие были в восторге. А однажды на киностудию пришло письмо от большого военачальника. Тот написал, что сценарий кинокартины – это правдивый рассказ о советских летчиках, и о всех тех, кто принес Великую Победу нашей стране. Возразить ему чиновники не посмели. Фильм был запущен в производство.
5. Впрочем, киношное начальство как могло, старалось осложнить Быкову работу. Например, в распоряжении студии имелась хорошая цветная кинопленка. Но режиссеру выдали черно-белую. А цветную приберегли для фильмов о соцреализме. «Вот будешь снимать кино о передовиках производства, тогда и получишь цветную. А пока извини», – заявили режиссеру.
6. Директора картины пакостили и по мелочи. Например, «забывали» доставить на съемочную площадку необходимый реквизит. Втайне от режиссера отзывали с площадки массовку. Иногда просто саботировали работу. Впрочем, Быков не давал себя в обиду. За время съемок сменилось три директора фильма.
7. Некоторые сложности были и с подбором актеров. Быков очень хотел пригласить на роль Скворцова красавца Леонида Филатова, а на роль Кузнечика – Владимира Конкина. Однако руководство украинской студии намекнуло режиссеру, что негоже звать сюда москвичей. И порекомендовали выбирать местных артистов. В итоге Леонид Филатов позже сыграл летчика в фильме Александра Митты «Экипаж». А Конкин вплотную занялся Павкой Корчагиным в киноэпосе «Как закалялась сталь».
8. Отстоять удалось комедийного актера Алексея Смирнова в роли Макарыча. Режиссер жестко заявил, что если в фильме не будет этого артиста, то и фильма никакого не будет вообще. Кино стало удачным дебютом для Евгении Симоновой. Девушка тогда была еще совсем молоденькой студенткой и на кинопробы ее привела мама.
9. Чтобы задействовать на съемках настоящие самолеты, Быков добился встречи с легендарным летчиком Александром Покрышкиным. Тот вначале отнесся к этой идее скептически – мало ли снимали халтуры про летчиков. Но Быков попросил ознакомиться со сценарием. Генерал прочел текст за одну ночь и тут же перезвонил. Покрышкин не только приказал дать режиссеру пять самолетов. Но и распорядился привести машины во фронтовой вид. В итоге чешские спортивные самолеты Z-326 «превратили» в немецкие истребители, раскрасив их гуашью с клеем.
10. Случались на съемках и курьезы. Леонид Быков очень не любил дублеров. Многие трюки старался выполнять лично. Так было и на этот раз. Понятно, что никто не давал ему на самолете взлетать. Но запускать двигатели и рулить по взлетной полосе у него получалось хорошо. Однако в одном из дублей Быков вывел из строя тот самый «ЯК» с нотами на борту. Актер нечаянно угодил колесом в яму. Да так сильно, что машина «клюнула» носом асфальт, а часть винта и заднее колесо отвалились. Машину пришлось срочно ремонтировать прямо на съемочной площадке.
11. Когда пришло время сдавать фильм приемной комиссии, на просмотр пригласили летчиков-фронтовиков. В том числе и Александра Покрышкина. Чиновникам кино не понравилось. Мол, у летчиков гибнут боевые товарищи, а они песни поют. Не хорошо это, не по-героически. И если бы не высокопоставленные ветераны, отстоявшие фильм, кинокартина наверняка легла бы на полку.
12. «В бой идут одни старики» вышел в кинотеатры в августе 1974 года. Кино собрало более 44 миллионов зрителей. Заняло тогда четвертое место в прокате. И с тех пор стало одним из самых любимых фильмов о подвигах советских летчиков.
0 коммент.: