«Тaкoгo пpocтo нe мoглo быть!» Caмыe oдиoзныe кинoляпы в «Ивaн Bacильeвич мeняeт пpoфeccию»
«Иван Васильевич меняет профессию» — лидер советского кинопроката 1973 года и мой любимый советский фильм. Всегда любопытно покопаться в кинематографическом процессе, разобраться, как снимали кино, выяснить, что удалось съемочной группе, а где, к сожалению, имеются недоработки. Сегодня мы не будем разглагольствовать в духе «а вот вода в аквариуме у Шурика сначала одного цвета, а через минуту другого». Ловля блох и изучение фильма под микроскопом — не наше дело. Сегодня мы рассмотрим исключительно смысловые ошибки создателей «Ивана Васильевича», нарушение исторической действительности. Иными словами, какие именно артефакты в XVI веке еще не существовали, но непостижимым образом все-таки попали в великую кинокартину Леонида Гайдая, которую мы все так любим?
Прежде всего бросается глаза «московский» Кремль. Не секрет, что Гайдай снимал свой замечательный кинофильм в Ростове Великом. Кремль там белокаменный.
Однако в Москве крепость из обожженного красного кирпича построили в конце XV века еще при Иване III. Над проектом работали итальянцы, в частности, Аристотель Фиорованти. Видели замок Скалигеров в Вероне? Ничего не напоминает?
Не могу понять, почему в «роли» московского кремля нельзя было зайдействовать, например, зарайский?
Или Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Оба комплекса — красные.
Помнится, еще в школе я писал реферат про атрибуты царской власти. И совершенно точно знал, что скипетр и держава появились в России при Борисе Годунове. Иван Грозный (Бунша) со скипетром и державой — грубейший ляп. Если присутствие в кадре Ростова Великого еще можно объяснить организационными и логистическими причинами, то уж с атрибутами царской власти, что называется, «косякнули». Интересно, был ли на съемках консультант-историк?
Понятно, что баклажанная икра появилась в фильме, как юмористический прием. В советских магазинах иногда нельзя было достать самой простой колбасы, зато от баклажанной икры буквально ломились полки. Но баклажаны появились в России примерно через полтора столетия после царствования Ивана Грозного, а икра еще позже. Между прочим, мало кто знает, что то же самое относится и к красной и черной икре. В Москве такую икру было негде добывать, хранить деликатес также не умели. А вот щучья икра вполне могла появиться на царском столе, но Гайдай ее не показал.
Попав в руки милиции, царь назвал свой год рождения: 1533-й от Рождества Христова. Ошибка не только в том, что на самом деле Иван Грозный родился в 1530 году. Летоисчисление по григорианскому календарю было введено в России в 1700-м. Таким образом, единственный ответ, который царь мог дать милиционерам — «лето 7038 от сотворения мира».
Троеперстие было введено в России в середине XVII века, в ходе реформ Никона. Об этом знает каждый историк. Именно тогда церковь раскололась на «официальную» и старообрядческую. Иван Грозный мог креститься только двумя перстами.
Ну церковь-то понятное дело, нарисованная, но здесь суть в другом. Ой, а это что там на заднем плане? Никак, линия электропередач?
Еще один «артефакт» XX века — фонарь с кабельной электропроводкой.
Нам совершенно точно известно, в каком году происходит действие «средневековой» части «Ивана Васильевича» — это 1579 год. Именно в этом году шведы взяли Кемь, на что Иван Грозный жаловался Шурику. А шведский посол требовал Кемскую волость. Таким образом, царю, появившемуся на свет в 1530-м, и забывшим в милиции свою точную дату рождения, исполнилось 49.
С другой стороны, в фильме фигурирует царица Марфа Васильевна. Она прожила в браке с Иваном Грозным всего 15 дней и умерла 13 ноября 1571 года. Так в какой же год Шурик отправил Буншу и Милославского? В 1571-й или в 1579-й?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий