«Тeпepь тoчнo «нe cocкoчит», будeт мoeй!»,- кaк жe oн бoялcя пoтepять eё пepвoe вpeмя. Aнacтacии Bepтинcкoй 79 лeт
— Все! Теперь точно «не соскочит», будет моей!- думал Никита, возвращаясь вечером домой.
Как же он боялся ее потерять всё это время! И вот только вчера узнал, что у них с Настей будет ребенок…
Счастливое детство
Анастасия Вертинская выросла в очень известной семье. Ее отец, Александр Вертинский, женился на 17-летней Лидии Циргвава, когда ему исполнился уже 51 год. Это случилось в Харбине, куда певец прибыл с концертами, а семья девушки находилась в эмиграции.
Вопреки воли родителей невесты, в 1942-м влюбленные поженились. А в 1943-м Вертинский решился вернуться в Россию, где не был 25 лет. Вместе с ним отправилась и его семья. К тому времени у супругов уже подрастала дочь Марианна.
На родине певца встретили радушно. Вертинскому одобрили концерты по всей стране и тут же выделили шикарную квартиру на улице Горького в Москве. Здесь у супругов началась настоящая семейная жизнь. И уже через год на свет появилась вторая дочь — Анастасия.
Александр Николаевич просто обожал свою Лилю(так он называл свою жену) и постоянно баловал, называя ее третьим ребенком. Ей прощалось всё: капризы, прихоти, дурное настроение…
Воспитанием детей женщина практически не занималась, все заботы о девочках легли на плечи бабушки, сильной и довольно суровой Лидии Павловны. Именно она играла едва ли не главную роль в их семье.
Жили Вертинские в достатке. Ради благополучия семьи Александру Николаевичу приходилось очень много работать. Зато его девочки были одеты по последней моде — в шубки, лаковые туфельки, а Лилечка красовалась в изумрудах и сапфирах.
Отец души не чаял в своих малышках. Когда не был занят на работе, обучал их иностранным языкам, посещал с ними театры и выставки, задаривал подарками. Лиле же скандалы детей надоедали, и она нередко наказывала обеих, но никогда в присутствие отца, так как тот был нежен душой и не мог терпеть слез.
В детстве Настенька ненавидела свое имя, хотела стать балериной и взять псевдоним, но из-за высокого роста дорога в мир пируэтов была для нее закрыта. Девушка не отчаялась и стала с усердием подтягивать иностранные языки, твердо решив стать переводчицей и уехать за границу.
Первая роль и огромная популярность
Все изменилось, когда Вертинский умер. В семье начались трудные времена. Чтобы содержать детей, Лидия вынуждена была начать работать. Еще при жизни мужа женщина окончила Суриковский институт и вот теперь продавала свои пейзажи в художественных салонах.
Девочки тоже без дела не сидели. Настя начала сниматься в кино в 15 лет, ее сестра — чуть позже.
Александр Птушко подыскивал актрису на главную роль в свою картину «Алые паруса», когда случайно встретил Лидию Вертинскую.
— А пришлите-ка мне кого-нибудь из своих дочерей на пробы, — попросил он её.
Но вдова ответила ему резким отказом:
— Нет и нет. Сашенька не хотел, чтобы девочки становились актрисами.
Но великий мастер умел уговаривать. Тем более за роль полагался неплохой гонорар. И Лидия решила отвести на студию Настю. Увидев девочку, режиссер пришел в ужас:
— Лидия, вы кого мне привели?- возмутился он. — Бледная, худая, а где у Насти волосы? И что это за вид?
Коротко стриженный подросток в спортивном костюме совсем не произвел на него впечатление. Но едва девочку нарядили в парик и красивое платье, все вокруг обомлели. Что-то было в ней такое, что заставляло сильнее и чаще биться сердца мужчин и волноваться женщин.
Правда, озвучивать Ассоль Вертинской все же не позволили. За неё это сделала Нина Гуляева, актриса с невероятно звонким голосом.
Слава настигла Анастасию, когда она оканчивала Школу рабочей молодежи. За «Алыми парусами» последовала кристально чисто сыгранная роль в картине «Человек-амфибия».
После которой началось настоящее безумие — поклонники караулили ее везде. Девушка не могла спокойно ездить в троллейбусе, стоять в магазинной очереди, ходить по улице…
Даже дома больше не чувствовала себя защищенной. Какие-то люди приходили к их квартире, звонили или просто пинали дверь ногами, потом громко смеялись и убегали. Они не стеснялись задавать Насте бестактные вопросы, просить автографы, трогать ее на улице. Фанаты отожествляли девушку с небесными созданиями, которых она играла.
Хотя у красавицы не было ничего общего со своими героинями. В жизни Вертинская была холодная, прагматичная и довольно закрытая. Но даже люди, искушенные в актерской профессии, подпадали под магию ее образов. Особенно — мужчины.
Смоктуновский или Миронов?
После такого оглушительного успеха Анастасию пригласили на работу в театр им. Пушкина, где она проработала год и подала документы в Щукинское училище.
На курс зачислили уже известную артистку, но педагоги не делали юному дарованию поблажек. Однокурсницы ей завидовали, а от парней не было отбоя. Хуже всего было то, что не все поклонники могли просто любоваться игрой Вертинской.
Некоторое время ее преследовала девушка, угрожавшая убить. Был и другой странный фанат, который неоднократно грозился наложить руки на себя.
Все это очень давило и угнетало психологически. Спасало одно — у нее не было времени на раздумья. Девушка крутилась, как белка в колесе, совмещая работу в театре и учебу. К тому же её утвердили на роль Офелии в фильме «Гамлет». Студентам того времени строго-настрого запрещалось сниматься в кино, но для Вертинской сделали исключение.
На съемках фильма молоденькой актрисой увлекся Иннокентий Смоктуновский. Сама же она никогда не выплескивала эмоции на людях и просчитывала каждый шаг.
— Как ты думаешь, на кого стоит обратить внимание — на Смоктуновского или на Миронова?- однажды спросила она у своей приятельницы Елены Матвеевой. — Кеша мне больше нравится, но у него жена. А Андрей свободен, но только начинает карьеру.
Чувства пришлось задвинуть. Вертинская выбрала второго. Начинающий актер Театра сатиры Андрей Миронов только-только набирал обороты, его лучшие фильмы и спектакли были еще впереди. Они стали встречаться, но вскоре в жизни красавицы появился самый главный мужчина в ее жизни…
Никита
С Михалковым Настя познакомилась еще до поступления в театральное училище. Старший брат Никиты, Андрон, активно ухаживал за Марианной Вертинской, но поглядывал и в сторону младшей сестры. Молодой человек буквально разрывался между двумя девушками и однажды признался об этом брату.
— Понимаешь, мне нравятся обе. Марьяна веселая, с ней мне легко. Настя красивая и притягивает, как магнит.
Обстоятельства первой встречи Анастасии и Никиты сейчас уже никто не вспомнит. Известно лишь одно: при первом знакомстве девушка не дала Михалкову никакой надежды.
— Кто я и кто она,- делился он позже переживаниями с братом. — Она в «Гамлете» будет сниматься, а я всего лишь мальчик из «Приключения Кроша». Вчера весь вечер простоял у ее подъезда с цветами. Думал, увижу ее, но она даже не вышла.— Увидел ее с Мироновым, у них точно роман,- продолжал страдать Никита.
Назло любимой Михалков даже завел роман с перспективной балериной и подругой Вертинской Еленой Матвеевой. Казалось, чувства к Анастасии угасли. Михалков уехал в Самарканд сниматься в военной драме «Перекличка».
Добрая, тихая, сдержанная Лена писала ему романтичные письма, он отвечал в том же духе. «Неужели излечился? Да, похоже на то», решил он. Но не тут-то было.
По приезде в столицу все завертелось с удвоенной силой. На одной из совместных вечеринок Настя и Никита встретились вновь. Им понадобилось всего несколько минут, чтобы понять— их чувства взаимные и очень сильные.
— Я тебя люблю, -вдруг как-то буднично, по своему просто сказала она.
А дальше — солнечный удар, провал, смешанное чувство удивительного счастья и страшного греха: они стояли у окна, обнимались и неистово целовались…
После этого пара больше не расставалась. Поначалу жили каждый у себя. Но все чаще Настя оставалась ночевать у Михалковых на Воровского. В ЗАГС влюбленные отправились, когда артистка уже была беременна. Но супружеская жизнь не сложилась.
После рождения сына Степана оба поняли, насколько они разные. Она строила карьеру актрисы, он — карьеру режиссёра, каждый шел своей дорогой. Виделись редко, интересы не совпадали. Через три года их развели. Для обоих началась новая жизнь. Только уже порознь.
Карьера после
К тому времени за плечами Вертинской уже состоялась Лиза Болконская в «Войне и мире». Актриса с завораживающей внешностью справилась с ролью блестяще, хотя поначалу отказывалась. Ей казалось, что она не сумеет сыграть беременную, а затем и умирающую при родах жену князя. Но на съемках так умело перевоплотилась в свою героиню и прожила ее жизнью, что ей сложно было не поверить.
Нужно заметить, у артистки не было неудачных ролей. Фильм Михаила Козакова «Безымянная звезда» долго не выпускали в прокат. Анастасию, сыгравшую Мону, несколько раз вызывали в Комитет по радио и телевещанию и отчитывали:
— Это что за тяга ко всему зарубежному и роскошному? Вы же совсем другая в жизни, зачем портите себе карьеру ролью какой-то содержанки?
Тем не менее премьера состоялась. Правда, сама Вертинская на нее не пошла. Ходила легенда, что на площадке между ней и режиссером вспыхнули романтические чувства. Но роман продлились недолго — Козаков был женат, Вертинская — слишком свободолюбива. Едва съемки завершились каждый из них поставил жирную точку в любых отношениях.
В работе с режиссерами актриса всегда была требовательная и капризна. Зато ради роли шла на всё. Даже на подвиги. Снимаясь у Юрия Кары в «Мастере и Маргарите» Анастасия в буквальном смысле летала на пожарном кране на уровне второго этажа, рискуя своей жизнью.
Этот фильм также не вышел вовремя на экраны. Из-за разногласий режиссера и продюсеров экранизация Булгакова увидела свет лишь спустя 15 лет с момента окончания съемок.
Картина «Мастер и Маргарита» стала одной из последних работ Вертинской. Фильмы по классическим произведениям практически перестали снимать, а образы в современных детективах и боевиках начала 90-х всемирно известной актрисе категорически не нравились.
Несмотря на то что Вертинская с большим успехом выступала сначала на сцене театра им. Вахтангова, потом в «Современнике», настоящее удовольствие она испытала, когда перешла во МХАТ.
Там она работала с Эфросом, играла классику в постановке Ефремова. Но в 90-х все меньше стала появляться и на подмостках. И, наконец, сделала свой выбор — полностью завершила карьеру.
Не сценой единой
В конце 1980-х. артистку пригласили преподавать актерское мастерство в Оксфорде. Контракт длился 12 лет, после чего продолжила преподавать уже во французской художественной школе.
Анастасия Александровна создала благотворительный фонд, который из собранных средств оказывал финансовую помощь деятелям искусств, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Актриса еще один раз пыталась устроить свое личное счастье, выйдя замуж за певца и композитора Александра Градского. Но весь этот период жизни с музыкантом она отнесла к периоду заблуждения. Мужчина покорил ее своим обаянием и заботой, а когда они расписались, стал отдаляться.
Градский воспитан на своей музыке, я, как вы понимаете, на музыке Вертинского. Да, все начиналось как в сказке, но потом — быт, реальность. И вот наши реальности не совпали,- признавалась она позже.
Разочаровавшись в совместной жизни, актриса больше не решалась на брак, но от культурного времяпровождения с другими мужчинами и ухаживаний не отказывалась. Она твердо уверилась, что отношения хороши, когда нет штампа в паспорте и никто не покушается на свободу.
Отрадой в жизни 79-летней народной артистки стал сын Степан и внуки, которым она посвящает все свободное время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий