«— Жeнь, ты влюбилcя? — Дa!» Мoлвa пpипиcывaлa Eвгeнию Мaтвeeву poмaны c Apтмaнe, Зaклуннoй, Ocтpoумoвoй, a oн пpoжил 56 лeт c cупpугoй
«— Жeнь, ты влюбилcя? — Дa!» Мoлвa пpипиcывaлa Eвгeнию Мaтвeeву poмaны c Apтмaнe, Зaклуннoй, Ocтpoумoвoй, a oн пpoжил 56 лeт c cупpугoй
— Дайте-ка мне вон то лоскутное одеяло, — скомандовал Евгений Матвеев.
Он бережно укрыл Оленьку Остроумову и только потом лёг сверху. Снималась постельная сцена для картины «Любовь земная», и Евгений Семёнович не хотел смутить свою молодую партнёршу.
— Я относился к Оле как к птенцу в руке, — объяснял Матвеев. — Она была ещё девушкой, не замужем, вот и придумал трюк с деревенским лоскутным одеялом. И я её даже не целовал, подумал, что лучше обойтись без поцелуев.
Евгений Матвеев, можно сказать, страдал от сумасшедшей популярности. В родном Малом театре вечером менял одежду перед выходом на улицу, и его выводили через чёрный ход.
Возвращался со спектакля, осторожно открывал дверь в подъезд, снимал ботинки и тихонечко пробирался в свою квартиру. На лестнице часто дежурили поклонницы, одна надежда была, что в поздний час они дремлют. Так оно часто и бывало.
— У нас под дверью кто-то постоянно оставлял букеты роз, — рассказывала дочь Светлана. — А в годы наивысшего успеха вся лестница была заполнена букетами от поклонниц с записочками! Постоянно трезвонили по телефону и в дверь, а папиной машине экзальтированные девицы не давали проехать, поэтому он тайком выскальзывал из театра.
Почему Матвеева так любили женщины? Он считал, что во всех своих фильмах воспевал и возвеличивал прекрасных дам, а «любить по-русски — это уметь жалеть… Жалеет — значит, бережёт, защищает. Как птенчика в руке, который выпал из гнезда».
Ему часто приписывали романы с красивыми актрисами, молва женила его то на Людмиле Хитяевой, то на Вие Артмане, то на Ольге Остроумовой.
Женат он был один лишь раз и навсегда. Влюбился в голос незнакомки, распевавшейся перед конкурсом молодых исполнителей. Евгений, живший тогда в Тюмени, пошёл на голос, и обнаружил, что пела прехорошенькая девушка по имени Лида!
Они начали встречаться, вспыхнул роман, да такой бурный, то ссорятся, то мирятся, родные устали за них переживать. Мама Лидии заявила: «Надоели вы уже. Или женитесь, или расходитесь!»
Между репетициями в театре молодые зашли в ЗАГС и расписались. Пышного застолья не было, ведь дело происходило после войны.
— Детство моё прошло в Новосибирске, — вспоминала дочь Светлана. — Папу там поначалу знали как мужа Матвеевой — солистки, певицы, имевшей огромный успех у публики, настоящей примы! Потом в театре ему стали давать главные роли, на гастролях его заметили, и ему пришло приглашение сразу из трёх театров, двух ленинградских и одного московского — Малого!
В Москве Лидия отправилась на конкурс в хор Большого театра, не дожидаясь, когда что-то подобное будет для солистов. Нужно было зарабатывать!
Солисткой, примой она больше не стала, но и в домохозяйки не ушла даже когда родился ещё и сын Андрей, а Матвеев стал известным актёром и режиссёром. До самой пенсии она прослужила в хоре, объездив с ним весь мир. И всё успевала — быть женой, мамой и работать.
— Мама спокойно воспринимала минусы, сопутствующие известности мужа, — говорила дочь Светлана. — Я никогда не видела, чтобы мама устраивала отцу сцены. Хотя, когда они выходили куда-нибудь вместе, женщины просто висли на отце.
Даже когда ей рассказывали о его флирте на съёмочных площадках, мама не подавала вида, что ревнует. А вот если вдруг она шла с кем-нибудь потанцевать, то отец сразу вмешивался: «Лида, пошли домой!»
Однако, когда Евгений только начал работать в Малом театре, он увлёкся одной актрисой. Об этом рассказывала дочь Матвеева, сохранив имя этой женщины в тайне. Лидия, почувствовав неладное, спросила прямо: «Жень, ты влюбился?» Актёр ответил прямо: «Да!»
Тогда жена попросила его уйти и не мучить семью. Матвеев ушёл, но не к актрисе, а к другу, прожил у него две недели и принял решение вернуться к жене. Лидия ни словом не упрекнула его за всю жизнь, приняв обратно.
Может быть, тогда Матвеев решил ни в коем случае не ранить подобными признаниями и сомнениями свою супругу. Молва связывала его с Вией Артмане после съёмок картины «Родная кровь», но, возможно, это были просто слухи, хотя, якобы, незадолго до своей смерти Вия призналась детям, что дочь она родила от Матвеева, и её муж об этом знал.
— Ещё когда мать после съемок фильма «Родная кровь» была беременна, она сказала отцу, что ребенок не от него, — рассказывал Каспер, сын Артмане. — Тогда между родителями состоялся тяжёлый разговор.
Договорились, что он принимает всё, как есть, и больше никаких вопросов не задает. Так появилась на свет моя сестра Кристина…
А вот как вспоминал об Артмане в интервью сам Матвеев. Впрочем, он всегда настаивал, что до любовных романов дело не доходило, хотя считал, чтобы сыграть любовь на экране, надо действительно немного влюбиться.
Меня очаровал мягкий мелодичный акцент Вии, с таким акцентом хорошо читать лирические стихи. Ее взгляд, как правило холодный и насмешливый, он может быть таким нежным… Чтобы помочь себе влюбиться, я попросил:– Покажи мне свою Ригу.Не забуду, как Вия посмотрела на меня распахнутыми светло-голубыми удивленными глазищами! И говорит:– Боженька, что я слышу! Ты это всерьез, Евгений? Тебя действительно интересует моя Рига?– Очень интересует! – Я таял от акцента. – Мечтаю побывать в Домском соборе, послушать органную музыку. Да просто погулять с тобой по городу, осмотреть этнографический музей, поклониться памятнику Яну Райнису.– Побывать в соборе? – с изумлением спрашивала она. – Поклониться Райнису? И это говорит ярый коммунист Макар Нагульнов? А ты что, знаешь Райниса?В ответ я прочитал монолог из пьесы «Вей, ветерок!»: …Встань, цветок мой, Байбалыня, в мою лодку смело прыгни…– Встану, встану, – продолжила Вия на латышском, – прыгну, прыгну!..Я ее поразил знанием Райниса, она схватила меня за лацканы пиджака и смотрела, смотрела своими небесно-голубыми бездонными глазами мне в глаза – и так захотелось поцеловаться!– Откуда ты знаешь?! – не верила Вия.Я объяснил, что давно влюблен в «Вей, ветерок!», в образ Улдиса, которого сыграл при полных аншлагах более двухсот раз в новосибирском театре «Красный факел». Пошел мелкий дождик, мы бродили по Риге и говорили, говорили, не могли наговориться, и она мне все больше нравилась.У нас много оказалось общего: оба из деревни, безотцовщина, из очень бедных семей, мамы работали уборщицами, нас не раз унижали, оскорбляли…
Успех фильма «Любовь земная» в 1975 году был потрясающий. На экране герой Матвеева Захар метался между законной женой (Зинаида Кириенко) и беременной любовницей (Ольга Остроумова). Зрители заговорили об актёрском романе, гадая, в кого в реальности влюбился Евгений, в Остроумову или Кириенко.
Но в киношной среде были уверены: дама сердца Матвеева — Валерия Заклунная. Зинаида Кириенко вспоминала: «По-моему, отношения у них завязались даже не в 1974-м на картине «Любовь земная» а в 1972-м во время съемок «Сибирячки»».
— Валерия поразила его в самое сердце, — говорила актриса Инна Выходцева. — Такой случился роман, что он хотел оставить детей и супругу. Матвеев жил тогда на два дома — в Киеве и Москве. Я видела, как сильно они любили друг друга, когда снималось продолжение фильма «Любовь земная» — «Судьба», где у меня была небольшая роль.
Ночевали они вместе в гостинице. Евгений Семенович сыграл роль председателя колхоза, который разрывается между женой и любовницей. И сам он метался между Заклунной и Лидией. Когда на 40-летие Победы наша делегация кинематографистов поехала по городам-героям, Евгений Семенович поставил одно непременное условие: «Заклунная должна быть обязательно».
Начался тур с Одессы. Матвеев жил с Валерией в одном номере. Он вообще ни на один фестиваль без нее не хотел ехать. Евгений Семенович умолял ее выйти за него, но она не соглашалась. По-женски мы ее хорошо понимали.
Не могла она быть уверенной в Матвееве: то у него роман с Жанной Прохоренко, то с Вией Артмане… Вот и Заклунная хоть и не устояла перед ним, но понимала: мужик он ненадежный. Говорили, что поэтому она и родить не решилась. Лида люто ненавидела Заклунную, у них в семье нельзя было даже произнести эту фамилию.
Интересно, актрисы выдавали желаемое за действительное? Или Матвеев действительно был влюблён в молодую актрису? Во всяком случае, брак Евгений Семёнович сохранил, а когда его спрашивали, как же удалось столько лет прожить с одной женщиной, отвечал просто.
— Не бывает безоблачной любви, не бывает. Терпение и борьба за любовь должны быть всегда. Я за эти годы разве не увлекался, не влюблялся?! Увлекался. И с Лидочкой было. Она говорит однажды: «Женечка, устрой меня на другую работу». Ухаживал кто-то, и она поняла, что это может быть конец. Она боролась за нашу любовь, и я боролся.
Евгений Семёнович скончался 1 июня 2003 года от рака лёгких на 82-м году жизни в больнице на руках у любящей супруги.
0 коммент.: