«Bтopoгo тaкoгo нe будeт»: Чepeз чтo пpишлocь пpoйти любимoму клoуну, кoмику и aктёpу Юpию Никулину, чтoбы «cдeлaть» ceбя тaким
По-настоящему народного артиста обожала вся огромная страна. Его внешность мгновенно вызывала хорошее настроение. В отличие от сегодняшних звезд юмористического жанра, Юрий Владимирович не опускался до пошлостей. Его неожиданный уход превратился для каждого соотечественника в личную потерю.
Мечта детства
Появившись на свет в семье военного и актрисы 18 декабря 1921 года Юрочка впервые попал в цирк четырехлетним ребенком, навсегда «заболев» необычным видом искусства.
Дома перед гостями мальчик, нарядившись в сшитый мамой Лидией Ивановной костюм клоуна постоянно падал, решив, что именно это вызывает громогласный хохот у зрителей. Но к великому огорчению юного артиста никто из сидящих за столом людей не засмеялся. Пришедшие думали, что несчастный болен «падучей».
В 1929 наступила пора сесть за парту, но ни к одному предмету ученик Никулин не воспылал, зато с огромным удовольствием регулярно посещал школьный театральный кружок, руководителем которого был его отец Владимир Андреевич.
Пробовал парень творческие силы и на писательском поприще — рассказ занял второе место в районном конкурсе. Наградой была встреча с А. Гайдаром, но ангина перекрутила планы. Шалопаистый старшеклассник, увидев на экране Чарли Чаплина глубоко очаровался кинематографом, завалив черчение.
По этой причине не получил аттестат зрелости.
Семь лет в сапогах
Именно столько пришлось отслужить призывнику 1939 года Никулину — началась война с северным соседом, затем маленький перерыв, и грянуло противостояние с гитлеровской Германией.
Солдатская судьба бросала балагура Юру на разные участки военных действий, и везде товарищи любили пошутить над ним, получавшего больше всех писем от родственников, но тот не обижался — без юмора на фронте нельзя.
Лишь 18 мая 1946 года старшего сержанта демобилизовали из армии. А попав наконец в родные стены в первый же день отправился с отцом на стадион болеть за «Динамо».
Тернистый путь
Повидав много горя и страданий на военных дорогах, молодой человек еще больше укрепился в выборе профессии. Но учебные заведения с громкими названиями — ГИТИС, ВГИК и «Щепка» — не изъявили желание принять в ряды студентов Юрия.
Начинающий режиссер Анатолий Эфрос посоветовал не опускать руки, а попытать счастье в ногинской театральной студии. Ее руководитель Константин Воинов действительно рассмотрел индивидуальные особенности. Надолго парня не хватило — подмигнув огнями цирк переманил в собственное учебное заведение.
В 1948 Юра наконец стал дипломированным клоуном. Дебютные выступления на арене делал в дуэте с Борисом Ивановым, затем, когда напарник ушел, тридцать лет выходил под громкие аплодисменты зрителей в паре с Михаилом Шуйдиным.
В 1950 произошел конфликт со знаменитым Карандашом, и ребятам пришлось покинуть труппу знаменитого комика. Всего год спустя «отщепенцы» с номером написанным отцом Юрия успешно гастролировали за границей. Капризный и злопамятный бывший начальник Михаил Румянцев долго не мог простить ребятам признания зарубежной публики.
Кино не забава, а серьезный труд
Не стандартную внешность Никулина режиссеры начали эксплуатировать с 1958 в комедийном жанре — «Девушка с гитарой», «Неподдающиеся».
Но всенародную славу ему принесло приглашение на съемочную площадку Леонидом Гайдаем для создания образа Балбеса в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». В 1962 удачное продолжение «Самогонщики» не позволили забыть самобытный персонаж.
После выхода на большой экран фильма «Брильянтовая рука» его Семен Семеныч разошелся на цитаты. Многогранность таланта узнаваемого комика открыли драматические роли «Когда деревья были большие», «Они сражались за Родину».
Последней стоящей работой мастера оказалось воплощение нелюдимого дедушки главной героини в фильме «Чучело», снятый в 1983 Роланом Быковым.
Из клоуна в директоры
Руководство культуры учитывая большой авторитет и знание внутренней организации хозяйства, назначили достигшего пенсионного возраста Юрия Владимировича главой цирка на Цветном бульваре. Дальновидный выбор оправдал себя сполна — зданию срочно требовался качественный капитальный ремонт. В 1985 здание просто снесли в целях безопасности.
Артистов расселили по закоулкам, экономика трещала по швам. Записавшись на прием к тогдашнему премьеру Н. И. Рыжкову, Никулину удалось убедить высокопоставленного чиновника выделить на тот момент сумасшедшую сумму — 26 миллионов долларов!
Финская строительная фирма блестяще справилась с поставленной задачей — сохранив старый фасад сделала все с иголочки.
Мягкое кресло с шипами
Выбор исполнителя денежного заказа директору криминалитет прощать не собирался. Обиженные бизнесмены, изрядно потрепав Никулину нервы — в телефонной трубке звучал похоронный марш, убивают финансового управляющего Михаила Седова, развившего невероятную деятельность. Пользуясь доверчивостью шефа, он распродал почти весь цирк.
Его место занял сын Никулина. На ехидные замечания недоброжелателей отец спокойно парировал: «чужим рисковать не буду». Регулярные визиты братков подтачивали и без того далеко не богатырское здоровье Юрия Владимировича. Ветеран выдержал невероятный прессинг благодаря надежному тылу.
Та самая Татьяна
В 1949 году делая первые шаги на цирковой арене, Юра познакомился с Таней Покровской студенткой Тимирязевской академии, увлеченно занимающейся конным спортом. Одна из любимых лошадей девушки срочно понадобилась Карандашу, у которого работал Никулин.
Норовистое животное лягнуло парня, и тот попал в больницу. Желая сгладить вину, наездница целый месяц навещала травмированного. Перед выпиской Юрий сделал предложение. Рождение Максима в 1956 скрепило союз еще больше — до золотой свадьбы не хватило всего три года.
Умирать не собирался
У Юрия Владимировича были изношены сосуды, больная печень, легкие, долгое время мучил сахарный диабет. Вопреки этому букету, он вел активный образ жизни, не показывая, насколько бывает плохо. В 1997 изношенному организму Юрия Владимировича назначили плановую операцию.
Проводить ее должен был лучший друг Александр Бронштейн. В конце произошла остановка сердца, больного ввели в кому. Дальнейшие шестнадцать дней шла борьба за возвращение к жизни, но безуспешно — 21 августа страна потеряла достойного человека, умевшего не только смешить, но и думать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий