Страницы

вторник, 23 января 2024 г.

Кaк cнимaли «Щит и мeч», пoчeму Бacoв cнaчaлa нe xoтeл бpaтьcя зa фильм, и ктo из aктepoв жив дo cиx пop

 


Кaк cнимaли «Щит и мeч», пoчeму Бacoв cнaчaлa нe xoтeл бpaтьcя зa фильм, и ктo из aктepoв жив дo cиx пop

В первой половине 1960-х годов писатель Вадим Кожевников приступил к созданию романа о советских разведчиках. Это было время активного «холодного» противостояния СССР и США, поэтому тема разведки приобрела особую актуальность. Кожевников задумал написать про Рудольфа Абеля. Но после того, как Вадим Михайлович создал несколько глав, он встретился с Абелем, показал ему материал, и Абелю написанное не понравилось. Отдавало «Джеймсом Бондом». Напомню, что первый фильм «бондианы» с Шоном Коннери вышел на экраны в 1962 году. Ходили слухи, что и в КГБ не одобрили такую злободневную тематику — мол, международная обстановка не позволяет. В итоге, от Абеля в романе остались только имя и фамилия главного героя — А. Белов. Прототипом Белова стал харьковчанин Александр Святогоров. Ну, а Рудольф Абель все-таки попал на экраны кинотеатров, но только спустя полвека — в 2015 году. Стивен Спилберг снял про него блестящий «Шпионский мост» с Томом Хэнксом в главной роли. «Вы не волнуетесь? — А это поможет?


А Кожевников перенес действие своей книги в 1940-е годы, и она вскоре после выхода стала бестселлером. Здесь и подоспел юбилей — 50-летие не только со дня Великой Октябрьской Социалистической Революции, но и создания ЧК. К пятидесятилетию советской внешней разведки было решено снять фильм, времени оставалось очень мало, а быстрее всего в те годы снимал Владимир Басов. Отойду немножко в сторону и добавлю, что мог у нас быть еще один режиссер, снимавший быстро — Владимир Высоцкий. Когда Говорухин уезжал, то доверял Владимиру Семеновичу съемки отдельных сцен из «Место встречи изменить нельзя», и у Высоцкого камера начинала крутиться уже через пять — десять минут после его появления на съемочной площадке. Позже Высоцкий был утвержден режиссером фильма «Зеленый фургон», но так и не успел приступить к работе.


Давайте не забывать, что Басов сам воевал, но и во время войны не переставал мечтать о кинематографе и даже наклеил у себя в землянке эмблему «МХАТ». Еще в те страшные дни Владимир Павлович задумал снять хороший фильм о войне. В «Щит и меч» практически нет батальных сцен, боевых действий (разве что бомбежки), но разве этот не фильм про войну?! Кстати говоря, сначала Басов и Кожевников не очень хотели снимать такое кино, потому что фашисты обычно изображались на советском экране карикатурными недотепами. Особенно не хотел Басов. Но им с Кожевниковым все-таки удалось написать сценарий, который потом не подвергся правкам «сверху» (на удивление авторов). Пожалуй, «Щит и меч» стал первым фильмом, где противник показан умным, хитрым и очень опасным. Тем ценнее выглядит победа советской армии в этом страшном противостоянии.


На главную роль Александра Белова было несколько претендентов. Юрий Соломин не смог — играл в Малом театре и в другом фильме про советского разведчика (Николая Кузнецова) — «Сильные духом». Александра Белявского посчитали слишком ярким и запоминающимся, а настоящий разведчик должен быть неброским. И тогда Владимир Басов попросил консультантов фильма из КГБ разрешения встретиться с настоящими разведчиками. Это было строжайше запрещено, но Басова все-таки пригласили на одну из вечеринок, где в числе приглашенных были советские секретные агенты (разумеется, режиссеру на них не указали). А на следующий день сообщили Басову, что был там один человек в сером костюме, и режиссер осознал, что запомнил лица всех гостей, кроме этого, в сером, и не смог вспомнить ни его голоса, ни манер, вообще ничего. И тогда Басов понял, каким должен быть настоящий разведчик — неприметным, не запоминающимся. Владимир Павлович отсмотрел множество фото, и остановил свой выбор на Станиславе Любшине.


Жена Басова Валентина Титова сыграла во многих картинах мужа, не стало исключением и ее участие в «Щит и меч». Долго не могли найти актера на роль Генриха Шварцкопфа. И произошло удивительное совпадение (чего только не бывает). Когда Басов со съемочной группой оказался во Львове, в ресторане увидел 23-летнего Олега Янковского, приехавшего туда на гастроли с Саратовским театром, где Олег играл уже пару лет. Титова указала Басову на Янковского, потому что тот был очень похож на молодого арийца. Режиссер отмахнулся, мол, он скорее всего даже не актер. Но дело в том, что исполнителя роли Шварцкопфа к тому времени уже долго искали чуть ли не по всему СССР, и ассистентка режиссера успела снять пробы со многих актеров, в том числе и с Янковского. После этого была встреча во львовском ресторане. И лишь через некоторое время Янковского позвали в Москву на кинопробы. Он, конечно, поехал и Басов узнал в актере незнакомца из Львова. Янковский был немедленно утвержден, и с этого момента началась его блестящая кинокарьера. Впрочем, Басов часто грозился «выкинуть» Олега Ивановича со съемочной площадки — мол, у него и дикция не очень, и в кадре он держится неумело и даже рот открывает неправильно. Но Янковский постепенно всему научился.


Одна из самых трагических фигур картины — Алексей Зубов (Алоис Хаген), искренне полюбивший свою жену — немку, и после ее гибели без колебаний пожертвовавший собой. Его сыграл Георгий Мартынюк, в 1964-м снявшийся у Басова в «Метели». Через пару лет Мартынюк первый раз появится на советских телеэкранах в роли Пал Палыча Знаменского. И после этого фактически его кинокарьера будет закончена. Мартынюк до конца жизни с одной стороны радовался, что сумел запомниться зрителям как знаменитый Пал Палыч, но с другой стороны сожалел, что этот образ лишил его многих интересных ролей. А сколько еще блестящих актеров задействовал Басов. Алла Демидова, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин, Людмила Чурсина.


Закончить фильм к декабрю 1967-го все равно не успели. На Басова давили, угрожали, но он во-первых не хотел халтурить, а во-вторых, «Щит и меч» кроме Калининграда, снимали в Польше и ГДР, и много времени уходило на оформление выездных документов. В качестве декораций служили реальные развалины восточного Берлина. Премьера состоялась в августе 1968-го года. «Щит и меч» стал лидером советского кинопроката — 68,3 миллиона зрителей. Он обошел и «Новые приключения неуловимых» и «Три тополя на Плющихе» и «Зигзаг удачи». «Доживем до понедельника» был признан лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран», но в прокате остался лишь на 16-м месте. Зато журнал назвал Станислава Любшина лучшим актером. Да, было же кино у нас в своё время! Уместно еще раз процитировать широко известный в интернете мем: «С каждым годом советские актеры играют все лучше»


Но я вот думаю, вряд ли современной молодежи вообще требуется такое кино. Почитал отзывы о шедевре Басова на одном из современных порталов. У меня волосы на голове встали, что пишут эти школяры:

«Из-за актёрского состава уважаю. А по сравнению с книгой — катастрофа. Столько разрыва в повествовании — ужас»

«Похоже фильм снят по заказу/приказу и смотреть его добровольно получается максимум одну серию»

«Удивительно, что миллионы ходили на это в кинотеатры»

«Какая-то рвань, а не фильм. Ни сюжета целостного, ни хорошей игры актеров, ни музыки нормальной, наконец. С книгой пока, к сожалению, не знаком, но фильм полная *****. И рядом не стоял с теми же «17-ю мгновениями…» Кто все эти люди? Что происходит? Очень слабое кино. Бросил на третьей серии. Есть много советских фильмов о Великой Отечественной на голову выше этой поделки. Слабо. Очень слабо»

Лично я считаю, что если они так думают, значит еще не доросли. Хорошо, что мы с вами любим, помним и ценим блестящий фильм Басова и не раз будем пересматривать эту великую кинокартину.

В фильме огромное количество персонажей и актеров. Постараюсь вспомнить некоторых.

Станислав Любшин (Белов) — 90 лет. Много снимался в кино в 2000-е и 2010-е


Алла Демидова (Ангелика) — 87 лет. В кино не снимается


Валентина Титова (Нина) — 81. В кино не снимается


Юозас Будрайтис (фон Дитрих) — 81 год. В 2010-е много снимался в кино, ну а его роль в фильме «Классик» (1998), озвученная Всеволодом Абдуловым — одна из самых запоминающихся за всю историю пост-советского кинематографа


Олег Янковский (Шварцкопф) — умер в 2009 году, в 65 лет

Георгий Мартынюк (Зубов) — умер в 2014 году, в 73 года

Алексей Глазырин (Штейнглец) — умер в 1971 году, в 48 лет

Альгимантас Масюлис (дядя Шварцкопфа) — умер в 2008 году, в 77 лет

Владимир Басов — умер в 1987 году, в 64 года



Комментариев нет:

Отправить комментарий