Фильм, из кoтopoгo вo вpeмя cъёмoк убpaли глaвную aктpиcу и измeнили нaзвaниe

08:35 AR Ka 0 Comments

 


Фильм, из кoтopoгo вo вpeмя cъёмoк убpaли глaвную aктpиcу и измeнили нaзвaниe

Изначально в главной женской роли начала сниматься Тамара Сёмина, а называлась лента «Остаются живыми». Но вышел фильм уже как «Нежданный гость» (1972), а центральный женский образ в нём создала другая исполнительница.


В основе драматической ленты, связавшей довоенное, военное и послевоенное время, — рассказ писателя Эммануила Казакевича «При свете дня», вышедший в 1961 году.

Казакевич, сам прошедший через войну от первого до последнего дня, много писал о фронтовых буднях и солдатской доле, а его повесть «Звезда» и роман «Весна на Одере» читают даже сегодня.

В рассказе «При свете дня» — история о переоценке ценностей, о том, как человек в экстремальных условиях может раскрыться совсем с иной стороны и показать ту часть личности, о которой не подозревают даже самые близкие его люди.

В сценарий рассказ переработали писатель и сценарист Владимир Железников и драматург Алексей Леонтьев, а за постановку взялся Владимир Монахов.

Тут стоит пару слов сказать о Владимире Монахове.

Для него как для режиссёра «Нежданный гость» стал третьим и предпоследним фильмом. На площадке он выступал не только как режиссёр, но и как оператор-постановщик.

И неспроста: карьеру в кинематографе он начинал именно как оператор. При этом в его операторской фильмографии — сплошные хиты: «За витриной универмага» (1955), «Высота» (1957), «Судьба человека» (1959), «Оптимистическая трагедия» (1963).

Со временем Владимир Монахов задумался о режиссёрской карьере и впервые себя попробовал в этом амплуа в середине шестидесятых.

Рассказ Казакевича Монахов хотел экранизировать давно. Самому писателю это произведение далось непросто: он писал его несколько лет, многократно переделывая. После выхода «При свете дня» вызвал противоречивые отклики и бурные обсуждения, и перенести историю на экран было довольно интересной идеей.

Действие разворачивается в Москве в сентябре 1946 года. Бывший фронтовик Андрей Слепцов приезжает из Красноярска, чтобы встретиться с вдовой своего погибшего командира Виталия Нечаева.

Для Слепова Нечаев — образец смелости, разумности, отваги и самопожертвования, скромным, но по-настоящему героический человек. А вот Ольга Петровна помнит мужа слегка безвольным интеллигентом, мягким и податливым учёным, которым легко управлять.


Слушая повествование Слепцова, Ольга понимает, что совсем не знала мужа, что видела лишь его внешнюю сторону и никогда даже не пыталась разобраться, что же происходит у него внутри.

Встреча со Слепцовым переворачивает её мир, хотя менять что-то уже поздно: Нечаев погиб, а сама Ольга замужем второй раз, и у Юры, её сына от Виталия, уже появилась маленькая сестрёнка.


На главные роли утвердили Андрея Мягкова (Нечаев), Ивана Лапикова (Слепцов) и Тамару Сёмину (Ольга Петровна).


С Иваном Лапиковым режиссёр работал уже в третий раз, да и с Тамарой Сёминой Владимир Монахов был знаком, она снялась в его предыдущем фильме «Про чудеса человеческие» (1967), и актриса и режиссёр прекрасно поладили.

Съёмки уже начались, но потом почему-то Тамару Сёмину заменили на Алину Покровскую.


К сожалению, не удалось найти никакой информации, почему случилась такая замена, а было бы очень любопытно узнать, чем руководствовался режиссёр (или, возможно, кто на него надавил).

Обе актрисы были хорошо зрителям известны, но Алина Покровская только что снялась в «Офицерах» (1970), и её популярность была на пике.


Не исключено, что кто-то из киноруководства настоятельно предложил заменить Сёмину. В общем, увы, причина замены покрыта мраком неизвестности.

Весьма занятно, что Тамара Сёмина и Алина Покровская спустя несколько лет встретятся на площадке школьного фильма «Доброта» (1977), где они по сюжету подруги, которые потом разругались.


В других ролях Людмила Антонюк, Евгений Лазарев, Виктор Шульгин, Виктор Уральский, Борис Толмазов.

Снимать ленту решено было в цвете, несмотря на то, что многие режиссёры предпочитали делать картины о войне чёрно-белыми. У Владимира Монахова, имеющего особый операторский взгляд, было на этот счёт собственное мнение:

«Сейчас стало модным стилизовать на экране войну под хронику, заменять цвет чёрно-белыми или слегка тонированными кадрами. Приём этот порою оправдан, но он отдаляет войну от нас, уводит её в прошлое. <…> Мы будем снимать войну, как и весь фильм, в цвете, но покажем её во всей жестокой суровости — на грубых, неподгримированных, настоящих фактурах».


Кроме того, в режиссёрском сценарии появились несколько новых сцен, которых нет в рассказе Казакевича (например, одна из самых удачных — разговор Слепцова с Юрой, сыном Нечаева), а самому Нечаеву уделили больше внимание, чем в литературном произведении.

Но всё это ничуть не ухудшило сюжет, а, напротив, сделало героев более выпуклыми, живыми и понятными.

Владимир Монахов с самого первого дня съёмок настроился на картину личную, откровенную, в которую он вложил и собственные воспоминания о войне (Монахов, как и Казакевич, был фронтовиком).

Зрители познакомились с «Нежданным гостем» в конце 1972 года. Нельзя сказать, что лента стала кинохитом, но думающей аудитории она пришлась по вкусу, во многом благодаря неоднозначной Ольге Петровне, которую с одинаковой лёгкостью можно и понять, и осудить. Кстати,

в финале рассказа Эмманиула Казакевича Ольга выбегает из дома, чтобы догнать ушедшего Слепцова, с криком «Товарищ Слепцов!», а вот Владимир Монахов вложил в её уста чуть-чуть скорректированную фразу, которая разительно меняет настрой этой непродолжительной сцены.



0 коммент.: