Пoчeму тaлaнтливaя учeницa Cтaниcлaвcкoгo, кoтopую любили и увaжaли вeликиe coвeтcкиe aктёpы, тaк и нe пoлучилa звaний и нaгpaд?
Советская актриса Ирина Мурзаева родилась в провинциальном Красноуфимске в мае 1906 года в творческой семье художника и учительницы рисования. В 1913 году родители переехали с дочерью в Москву, чтобы Ирина могла получить достойное образование. И попали в гущу предреволюционных, а потом и революционных событий.
Несмотря на то, что родители девочки были потомками дворян, они всем сердцем приняли октябрьскую революцию и в 1918 году стали преподавателями в одной из первых советских школ. Там же обучалась и Ирина.
Ещё в школе девочка начала посещать театральный кружок и увлеклась сценой. Сразу после школы она поступила в только что открывшийся театральный техникум (будущий ГИТИС), где в те годы лекции читали профессора классической театральной школы, в том числе Станиславский и Мейерхольд.
Ирина была одной из лучших учениц на курсе, её лично знал и хвалил сам Станиславский. Всю жизнь актриса хранила листок, вырванный из карманного блокнота, на котором Константин Сергеевич Станиславский, обращаясь к ней по имени, написал учебное задание: выучить монолог Маши из чеховской «Чайки».
В 1927 году Мурзаева завершила обучение и, получив диплом актрисы, оказалась… безработной. Дело в том, что в те годы учиться в театральном было очень модно и престижно, но, к сожалению, бесперспективно.
Из-за разрухи и голода люди по театрам не ходили. Например, на спектакль во МХАТ можно было попасть без денег, всего за пару дровяных поленьев.
Заслуженные и знаменитые артисты выходили на сцену за гроши, а иногда и просто за продукты. Что уж говорить о молодых выпускниках театральных училищ. Они были никому не нужны.
Но в конце двадцатых в стране заработала программа Луначарского по поддержки творческих коллективов. Везде стали появляться пролетарские театры, выступающие с агитационными спектаклями.
Они выступали перед зрителями бесплатно, но за это государство очень своеобразно их поддерживало. Актёрам и служащим театров выдавались талоны на питание в рабочих и профсоюзных столовых. В голодные 20-е это было очень актуально для молодых людей.
В такой театр и устроилась 21-летняя Ирина Мурзаева. По утрам репетиции, по вечерам — спектакли. И это только за ежедневные завтраки и обеды.
В начале тридцатых годов стали возрождаться коммерческие театры, где у актёров было уже денежное жалование. И Мурзаева вскоре закрепилась в одной из таких трупп. Это был московский театр ТРАМ (сегодня Ленком).
И если театральная карьера Мурзаевой складывалась вполне успешно, то в кино актриса долго не могла попасть. Хотя и очень старалась. В её активе была лишь одна незначительная роль в фильме 1936 года «Девушка спешит на свидание», которая ни на метр не придвинула её к цели стать известной киноактрисой.
Помогла её коллега по театральной сцене и подруга по жизни Валентина Серова. Будучи утвержденной на одну из главных ролей в фильме «Сердца четырёх», уже популярная в те годы киноактриса Серова настояла, чтобы режиссёр и для её подруги в этом фильме нашёл роль.
И Ирина Мурзаева в 34-летнем возрасте, наконец, по-настоящему дебютировала в кино.
Комическая роль второго плана маникюрши Тамары Спиридоновны буквально открыла перед ней двери в кинематограф. Приглашения от кинорежиссёров стали поступать регулярно, но главных ролей среди этих предложений не было.
За актрисой закрепилось амплуа некой комичной женщины-стервы неопределённого возраста. А подобные типажи были востребованы в основном только в эпизодах.
Если не считать фильмы-спектакли и короткометражку Моргунова «Когда казаки плачут», то свою первую главную роль на экране она получила лишь в 1964 году. Это случилось в детском фильме «Сказка о потерянном времени», где 58-летняя актриса сыграла злую волшебницу Анну Ивановну.
К сожалению, в последующие годы ей опять в основном доставались только эпизоды и роли второго плана. Но Ирина Всеволодовна их играла так, что порой затмевала собой главных героев.
Коллеги актрисы рассказывали, что Мурзаева обладала прекрасным характером, доброй и отзывчивой душой. Если у кого-то случалась беда, то она одной из первых приходила на помощь и делилась последним.
Её большой друг по жизни, народный артист СССР Алексей Николаевич Грибов объяснял это тяжёлой молодостью Мурзаевой в 20-х годах, когда актёры выживали только за счёт взаимовыручки.
Она никогда и ни с кем не ругалась, но при этом всегда отстаивала свою точку зрения. А если кто-то пытался наседать, то она с необыкновенным чувством юмора могла так колко ответить, что собеседник отказывался от своих намерений.
Дружбой с актрисой дорожили многие великие артисты разных поколений. И с каждым из них она смогла построить добрые и доверительные отношения.
Об Ирине Всеволодовне с большой теплотой вспоминали: Михаил Жаров, Василий Меркурьев, Николай Крючков, Вячеслав Тихонов, Марина Ладынина, Нонна Мордюкова, Олег Ефремов и многие другие. В своих мемуарах об актрисе очень хорошие слова написали Эраст Гарин и Николай Черкасов.
И все подчеркивали, что Ирина Мурзаева была не только замечательным человеком, но и очень талантливой актрисой.
Тем не менее, она так и не дождалась в кино своей главной роли. Она также не дождалась и официального признания, не получив за свое творчество званий или наград. И это при её связях было удивительно. Но она для себя никогда ничего не просила.
Ирина Всеволодовна Мурзаева скончалась в январе 1988 года, не дожив до своего 82-го дня рождения три месяца.
Урна с прахом актрисы покоится в Москве, в колумбарии Донского монастыря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий