Oнa былa любящeй мaтepью и вepнoй жeнoй, aктpиcу нaзывaли «Жeнщинoй тыcячeлeтия». Кaк cлoжилacь cудьбa Клaры Лучкo

06:40 AR Ka 0 Comments

 





Oнa былa любящeй мaтepью и вepнoй жeнoй, aктpиcу нaзывaли «Жeнщинoй тыcячeлeтия». Кaк cлoжилacь cудьбa Клaры Лучкo

В 2000 году Международный биографический центр в Кембридже выбрал «Женщину тысячелетия». Ею стала Клара Лучко. Вряд ли гости Каннского фестиваля 1954 года — Пабло Пикассо и Фернан Леже, восторгаясь элегантной актрисой, похожей на английскую леди, могли представить её босоногой девчонкой из украинского села.



Клара Лучко ушла из жизни, не дожив трёх месяцев до 80-летия. Она никогда не была пожилой или старой. Она навсегда останется высокой, эффектной и элегантной. А внутренний свет актрисы всегда буден виден зрителям в безупречно сыгранных ею ролях.

Истоки

На карте до сих пор можно найти небольшой посёлок Чутово в Полтавской области. В нём в 1925 году родилась девочка, которую назвали Кларой. Родители были из крестьян, работали оба председателями колхозов. Когда дочь стала старшеклассницей, родители перебрались в Полтаву.

Позже они с мамой эвакуировались в Казахстан, там же Клара и доучивалась в школе. В годы Великой Отечественной войны в Джамбул был эвакуирован ВГИК. А решение посвятить себя искусству девушкой было принято давно.



Клара поступила во ВГИК, хотя мама была против, мечтала, что дочь станет врачом. На вступительных экзаменах случился казус: она совершенно забыла текст стихотворения. И не увидел бы в будущем мир прекрасной актрисы, если бы не педагог Борис Бибиков.

Он попросил Клару сыграть этюд: в реке тонет её подруга. Лучко так естественно металась по воображаемому берегу и плакала, что тут же была принята на первый курс.

Её зачислили в мастерскую легендарных Герасимова и Макаровой. Лучко стала любимицей Тамары Фёдоровны, которая называла девушку Петуньей за стойкий характер и пробивную силу.

Кино

Юная Лучко ещё на четвёртом курсе великолепно сыграла геолога Бэлу в фильме «Три встречи». В дипломном спектакле «Молодая гвардия» за роль Ульяны Громовой выпускница получила отличную оценку и высокую похвалу от самого Герасимова.


Вскоре Герасимов приступил к съёмкам одноименного фильма, но роль Громовой, на которую рассчитывала Лучко, досталась Нонне Мордюковой. В тот момент юная актриса от разочарования чуть не оставила кинематограф, а в фильме «Родина капитанов» ей не удалось проявить себя в полной мере.

«Кубанские казаки»

Но случилась судьбоносная встреча с Иваном Пырьевым. Лучко сама пришла на пробы актёров для картины. Сложно поверить, что начинающая актриса, будучи в детстве застенчивой и робкой, носившая кличку «Жирафа» (за высокий рост 170 см), «выбила» себе роль у влиятельного режиссёра.

Это была роль Даши Шелест в экранизации сказочной жизни граждан СССР. Для Лучко роль означала всенародное признание. Со всей страны красивой актрисе шли письма с признаниями в любви и предложениями руки и сердца.




*



Приглашения сниматься посыпались как из рога изобилия. Но триумф чуть не сыграл с актрисой злую шутку. Снявшись в следующем фильме «Донецкие шахтёры», Клара Степановна поняла, что, скорее всего, в арсенале её ролей вскоре появятся тульские пекари или ивановские ткачихи. Так она «погибнет», как актриса, играющая однотипных жизнерадостных тружениц.

Мастерство многообразного таланта

В характеристике института, которая прилагалась к каждому диплому выпускника, Лучко значилась как исполнительница персонажей тургеневских барышень. Но многогранность созданных ею образов опровергала предсказание преподавателей уже с появлением картины о кубанской жизни казаков.


После «Донецких шахтёров» актриса стала разборчивее в приглашениях сниматься. Клара Лучко достоверно играла колхозниц и герцогинь. Даже однажды появилась в образе мужчины («Двенадцатая ночь»), который легко держался в седле и орудовал шпагой.


Была она и потомственной аристократкой рода Монсегюр в детективе «Ларец Марии Медичи». Но в образах простых русских женщин с непростыми судьбами мне она запомнилась, почему-то, больше всего.

Цыганская сага

Фильм «Цыган» стал словно вторым дыханием для актрисы. Режиссёр Александр Бланк настоял, чтобы Клавдию играла именно Лучко, которой тогда исполнилось 54 года, хотя по роли ей было чуть за 40. Это было стопроцентное попадание в образ.


В дуэте с Михаем Волонтиром они создали идеальный пример большой и верной любви, а также честности, жертвенности и нравственности. Продолжения фильма ждала вся страна, а знакомая мелодия из дилогии до сих пор вызывает добрые щемящие чувства.

Семейное счастье

Но вернёмся к «Кубанским казакам», на съёмках которых Клара Лучко повстречала свою любовь. Началось всё со служебного романа, ради которого Сергей Лукьянов оставил первую семью, а закончилось 14-летним союзом двух любящих сердец и рождением дочери Оксаны. Пару называли очень красивой, а вместе они преодолели немало трудностей.



Муж жаловался на проблемы с сердцем. Клара была готова всё отдать, найти врачей и лекарства, лишь бы ему помочь. Сергей Лукьянов ушёл из жизни в 1965-м году после четвёртого инфаркта.

Оксана Лукьянова рассказывала в интервью о фанатичной любви отца к матери: в семье был только один день рождения — мамин. Оксане казалось, что он и дочь любил только потому, что её родила Клара. Это она говорила с улыбкой.



Боль от утраты постепенно стала утихать. Спустя четыре года Клара Лучко вновь вышла замуж за Дмитрия Мамлеева – журналиста газеты «Известия», с которым они прожили вместе тридцать шесть лет. Это был брак с полным взаимопониманием, а для супруги — верой в сильное плечо и крепкий тыл.


Лучко никогда не жаловалась на здоровье, а с домашними хлопотами всегда справлялась сама. В тот мартовский день она готовила завтрак на кухне, к ней зашёл муж и обнаружил супругу уже без сознания. Всё произошло очень быстро…, скорая помочь уже не смогла.

Актриса не дожила до 80-летнего юбилея три месяца. Подготовка к празднованию шла полным ходом. Клара Степановна даже шляпку выбирала: любовь к этому головному убору привила ей когда-то Любовь Орлова.




*



Актриса была удивительной женщиной: очень сложной и одновременно очень простой. Она одинаково просто умела разговаривать на одном языке и с Индирой Ганди, и с простой старушкой из кубанского села. У неё не было желания искажать лицо пластическими операциями и утверждать, как это делают многие, что пластику требует сцена.

Вероятно, Клара Лучко имела свои секреты благородной и красивой внешности. Ведь титулом женщины тысячелетия удостаивают не каждую.


0 коммент.: