Страницы

пятница, 25 августа 2023 г.

«Нe мoли o любви, бeзнaдёжнo любя...» Pубaи вeликoгo Oмapa Xaйямa – филocoфa, бунтapя и учёнoгo

 


«Нe мoли o любви, бeзнaдёжнo любя...» Pубaи вeликoгo Oмapa Xaйямa – филocoфa, бунтapя и учёнoгo

В юности мне случилось испытать безответную любовь. Сердце выскакивало из груди, на глаза наворачивались горькие слёзы, хотелось что-то такое сделать – побежать, объяснить, умолять?


Именно в тот момент безысходности и грусти, когда казалось, я готова пойти на любые жертвы – только бы меня любили, только бы услышали – мне попалась на глаза маленькая книжечка. Это был сборник «Рубаи» Хайяма, которые перечитывала мама.

И, словно ответ на все мои вопросы ожили, поднялись со страниц исполненные нежности и силы древние строки:

Не моли о любви, безнадежно любя,
Не броди под окном у неверной, скорбя.
Словно нищие дервиши, будь независим –
Может статься, тогда и полюбят тебя.

Это было озарение: всё встало на свои места, мысли и чувства будто омылись прозрачной водой. Я ходила и мысленно повторяла: «Словно нищие дервиши, будь независим – может статься, тогда и полюбят тебя».


Можно без преувеличения сказать: в тот момент мне открылась одна из первых в жизни простых и ясных истин.

Прошли годы, но музыка стиха великого Омара Хайяма по-прежнему находит отклик в сердце. Его любовная лирика – это персидская «Песнь песней», столь же мелодичная, прекрасная и вечная.

В статье я поделюсь с вами любимыми рубаи и некоторыми фактами из жизни великого персидского философа, поэта, мыслителя и учёного.

Не дрогнут веки. Ночь, я одинок.
Во тьме роняет роза лепесток.
Так - ты ушла. И горьких опьянений
Летучий бред развеян и далёк.


Во всём мире Омар Хайям почитаем как поэт, однако у себя на родине, в Персии, он сначала прославился как выдающийся математик, физик, учёный-астроном и философ и получил титулы «Доказательство Истины» и «Царь философов Запада и Востока». Более того, при жизни его вообще не признавали как поэта.

Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.


Омар Хайям родился около 1048 года в иранском городе Нишапуре провинции Хорасан. Сведений о том, кем были его родители, не сохранилось, однако значение литературного имени – Хайям («палаточник», «палаточных дел мастер») – даёт основание предполагать, что будущий философ, поэт и учёный происходил из сословия ремесленников.

Отчего всемогущий творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны – зачем умираем?
Если несовершенны – то кто бракодел?


В возрасте 25 лет Хайям написал «Трактат о доказательствах проблем алгебры и ал-мукаббалы». Это научное исследование поставило его в один ряд с выдающимися математиками того времени. Кроме того, Омар Хайям становится придворным учёным – сначала при дворе наследного принца в Бухаре, затем – при дворе Малик-шаха, могущественного правителя династии Сельджукидов.

Кто урод, кто красавец – не ведает страсть,
В ад согласен безумец влюблённый попасть.
Безразлично влюблённым, во что одеваться,
Что на землю стелить, что под голову класть.


Омар Хайям сочинял стихи на протяжении всей жизни, но адресовал их исключительно близкому кругу – друзьям и ученикам. Удовольствию наслаждаться изысканными строфами и точными афоризмами мы обязаны самой их форме – рубаи, что схоже с нашими русскими частушками. Персидские четверостишия были предназначены для устного распространения, так они стали достоянием гласности.

Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальёт тебе – вылей!
Если мудрый подаст тебе яду – прими!


Будучи человеком глубоким, погружённым в себя, замкнутым, даже высокомерным, в то же время «имам Омар» был ироничен и остёр на язык. Его дерзких и остроумных высказываний не без причины опасались, особенно же резок Хайям был, когда видел несправедливость, лицемерие и ложь. Он бесстрашно высмеивал двуличных ревнителей ислама, не пасуя даже перед духовными лицами высокого ранга.

Тот усердствует слишком, кричит: «Это – я!»
В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки –
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это – я!»


Группа астрономов Исфахана, возглавляемая Хайямом, разработала новый солнечный календарь, который стали называть по имени султана «Джалали» или «Малеки». С астрономической точки зрения этот календарь был точнее, чем древнеримский юлианский, и даже чем более поздний европейский григорианский. Количество дней в месяцах варьировалось от 29 до 32, что касается високосных годов, было принято соотношение 8 високосных на 33 года.

Нет благороднее растений и милее,
Чем чёрный кипарис и белая лилея.
Он, сто имея рук, не тычет их вперед;
Она всегда молчит, сто языков имея.


Не исключено, что часть четверостиший из более чем 5000, приписываемых авторству Хайяма, принадлежат не его перу: авторы, боявшиеся преследований за богохульство и вольнодумство, предпочитали оставаться в тени.

Нет ни рая, ни ада, о сердце моё!
Нет из ада возврата, о сердце моё!
И не надо надеяться, о моё сердце!
И бояться не надо, о сердце моё!


«Омар ал-Хайям – имам Хорасана, учёнейший своего времени, который преподаёт науку греков и побуждает к познанию единого Бога посредством очищения плотских побуждений ради чистоты души человеческой. Не было ему равных в астрономии и философии – и в этих областях он стал притчей во языцех. О, если бы дарована ему была способность избегать неповиновения Господу!» – так писал о Хайяме историк Джамал ад-Дин ал-Кифти (1172–1231).

Ад и рай – в небесах, – утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай – это две половинки души.


Ранние биографы не называют точную дату смерти Омара Хайяма, в более поздних данных приводился 1123, ныне указывается дата 4 декабря 1131 года. Над могилой учёного и поэта воздвигнут величественный мавзолей, одно из прекраснейших монументальных сооружений в современном Иране.

То, что бог нам однажды отмерил, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужое не зарясь, взаймы не прося.


Гийяс-ад-Дин Абу-ль-Фатх Омар ибн-Эбрахим Хайям Нишапури, Омар Хайям (18 мая 1048, Нишапур – 4 декабря 1131, там же) – персидский математик, астроном, философ, поэт.



Комментариев нет:

Отправить комментарий