Cкaндaлы вoкpуг фильмa «Шкoльный вaльc» дo пpeмьepы в 1978 гoду и пocлe
Cкaндaлы вoкpуг фильмa «Шкoльный вaльc» дo пpeмьepы в 1978 гoду и пocлe
Этот фильм ещё до появления на киноэкранах вызвал много вопросов у советского киноруководства и был уже почти спрятан «на полку». Но после ряда событий, о которых я напишу ниже, картину всё же выпустили в прокат. Правда, с малым количеством фильмокопий.
В 70-е годы для всесоюзного проката в среднем делали от шестисот и до тысячи копий каждой киноленты, а для особо популярных картин — две тысячи и больше. Фильм «Школьный вальс» выпустили в количестве 320 фильмокопий. И тем не менее картина про школьников Зосю и Гошу вошла в двадцатку лидеров кинопроката. На этот фильм было продано почти 20 миллионов билетов!
Кстати, в историю отечественного кинематографа картина вошла со своеобразным рекордом, который так и остался непобитым: каждую копию этой драмы посмотрели в среднем более шестидесяти тысяч зрителей.
Скандалы сопровождали фильм не только во время его создания, но и после выхода на экраны. Ведь в фильме была затронута тема подростковой беременности, которой, по официальным данным, в СССР не было.
Хотя позже, в конце 80-х, всплыли реальные статистические данные о количествах оборотов и родов среди несовершеннолетних девочек. Если их охарактеризовать в более понятной форме, то выходило, что в советские годы в среднем в каждой пятой школе страны раз в год появлялись свои «Зоси» и «Гоши». Правда, это старались скрывать не только от общественности, но даже и от учеников этих школ.
То есть тема картины была вполне жизненной, но, мягко выражаясь, непопулярной. Поэтому борьба с ней началась ещё на стадии написания сценария. Автору истории, драматургу Анне Родионовой настоятельно советовали изменить сюжет, чтобы главная героиня не была школьницей. Мол, не стоит очернять советскую школу и наших молодых комсомолок. Пусть, например, Зося будет на пару лет старше и уже работает. Например, штукатурщицей на стройке.
Но 32-летняя сценаристка наотрез отказалась это делать. Она заявила, что фильм не очерняет наших школьниц, но предупреждает их. И в этом главная цель будущей картины.
Единственно, на что согласились Родионова и Любимов: оставить финал фильма открытым для зрителей. По первоначальному замыслу всё было драматичнее: Зося и Гоша в конце фильма расставались навсегда. Но создатели фильма решили сохранить всем надежду.
Проблемы с картиной были не только у автора сценария и режиссёра, но и у исполнительницы главной роли Елены Цыплаковой. В год съёмок она была студенткой ГИТИСа. А студентам театрального института было запрещено сниматься во время учёбы. Она, как могла, скрывала своё участие в съёмках. Но шила в мешке не утаишь, и сразу после премьеры фильма, несмотря на хорошую успеваемость, Цыплакова бы отчислена из института.
Правда, талантливой девушке помогла Татьяна Лиознова, по протекции которой девушку в том же году приняли сразу на третий курс ВГИКа.
Предпремьерный показ фильма состоялся в 1977 году на ежегодном Всесоюзном съезде учителей. Как и ожидалось, фильм приняли в штыки! Участники съезда возмущались, что закрытую и неприличную тему выставили на всеобщее обсуждение. Мол, учителя трудятся в том числе и над тем, чтобы таких «Зось» было как можно меньше. А фильм, наоборот, показывает школьницам, что ничего страшного в беременности нет. Что это не конец жизни, а даже начало другой, новой.
Короче, по решение съезда в Госкино было направлено письмо с требованием запретить картину. В общем-то, на это руководство Госкино и рассчитывало, что бы убрать её на полку раз и навсегда.
И тогда кто-то посоветовал Анне Родионовой написать письмо самому Суслову. Мол, всё равно уже терять нечего, ну а вдруг он даст добро? А если Суслов, что скорее всего, даже не прочтёт и не ответит, то все будут знать, что прямого запрета на этот фильм от высшего руководства нет. А значит, есть надежда побороться дальше.
Она так и сделала. Правда, особо ни на что не надеясь. Сегодня уже не известно, прочёл ли письмо сам Суслов или кто-то из его помощников, но через несколько месяцев в квартире Анны раздался телефонный звонок, в котором ей коротко сообщили, что с фильмом всё в порядке и он допущен в прокат.
Фильм получил самую низкую категорию и, как я уже написала выше, вышел в прокат без рекламы и с маленьким количеством фильмокопий. Но сарафанное радио сделало своё дело. На всех киносеансах был аншлаг, а многие продвинутые школьные учителя на своих классных уроках вместе со старшеклассниками разбирали этот фильм, что, несомненно, повлияло на их воспитание в правильном смысле.
Позже Цыплакова рассказывала, что получила много писем от зрительниц, которые благодаря этому фильму отказались от аборта. И благодарили за это актрису. Это были не только молодые девушки, но и вполне взрослые женщины. Так что картина сыграла свою положительную роль. А это ли не главная цель любого художественного фильма – менять людей и их судьбы к лучшему?
0 коммент.: