Этoт coвeтcкий фильм 1957 г. c уникaльнeйшим aктepcким aнcaмблeм пoчти нeизвecтeн oтeчecтвeннoму зpитeлю

14:05 AR Ka 0 Comments

 


Этoт coвeтcкий фильм 1957 г. c уникaльнeйшим aктepcким aнcaмблeм пoчти нeизвecтeн oтeчecтвeннoму зpитeлю

В СССР нередко снимались фильмы с одинаковыми названиями. Так в разные годы было снято два фильма с названием «Рядом с нами» и два фильма «Рядом с вами».

Сегодня речь пойдет о фильме «Рядом с нами», 1957 года, производства киностудии «Ленфильм», режиссер Адольф Бергункер, авторы сценария Елена Катерли и Израиль Меттер. Это экранизация романа одного из автора сценария Елены Катерли «Длинная дорога». Адольф Бергункер еще с тридцатых годов работал на киностудии «Ленфильм» вторым режиссером и считался одним из лучших в своей профессии. «Рядом с нами» это была его вторая самостоятельная картина. В 1955 г. он снял шпионский боевик «Следы на снегу» по одноименной повести Георгия Брянцева, фильм рассказывал о борьбе советских чекистов с американскими шпионами и диверсантами в Советском Заполярье.

А фильм «Рядом с нами» можно отнести к производственно-бытовой драме. Фильм не относится к шедеврам советского кинематографа. Это такой профессионально снятый крепкий середнячок. Но он интересен двумя фактами.

Во-первых, в этом скромном фильме собран поистине уникальный актерский ансамбль. И главные роли, и роли второго плана, и маленькие эпизоды играют самые первоклассные советские актеры. Некоторые уже были на то время сверхпопулярными у советского зрителя, а некоторым через самое небольшое время предстояло такими стать.

Во-вторых, этот фильм почему-то сразу практически «отправили на полку». Нет, никаких официальных решений на этот счет не имелось. Просто фильм выпустили очень маленьким тиражом и демонстрировали, в основном «вторым экраном», на периферии. А потом о нем и вообще забыли.

Но фильм заслуживает внимания. Это один из примеров т.н. «оттепельного кино», только без т.н. «оттепельной чернухи» по отношению к недавнему прошлому и настоящему. В фильме не просматривается «сквозное действие», он разбивается на несколько сюжетных линий. Нет в фильме и конфликта между добром и злом, который должен заканчиваться победой добра. Фильм показывает поток жизни своих героев, размеренный и спокойный, несмотря на некоторые острые и эмоциональные моменты.

Два друга, выпускники московских вузов уезжает из столицы по распределению в г. Верхняя Каменка на механический завод. Николай, выпускник МВТУ им. Баумана, будет работать мастером в инструментальном цехе, а Андрей, выпускник журфака МГУ, получил распределение на тот же завод редактором многотиражной заводской газеты.


Вот они едут в поезде к новой жизни. Николая играет Леонид Быков, а Андрея Иннокентий Смоктуновский

Быков уже был известен зрителю после «Укротительницы тигров» и «Максима Перепелицы», а вот Смоктуновский впервые играл такую большую роль в полнометражном фильме.

А дальше начинается их повседневная жизнь на заводе. Андрей должен сменить в качестве редактора многотиражки Чумова, который уволился по собственному желанию. Чумова играет суперзвезда советского кино тех лет Николай Рыбников. И этот обаятельнейший актер играет мерзавца. И поначалу не понять, что перед нами негодяй, стукач, приспособленец и демагог.




А ведь сначала и не поймешь, что за этой обаятельной и располагающей к себе улыбкой скрывается мерзавец.




А Николай пришел к начальнику цеха, который скептически настроен к «понаехавшему» москвичу. Маленький эпизод в исполнении Владислава Стржельчика.

Юматов здесь тоже играет не самый положительный персонаж. Хороший токарь, но стараниями Чумова и начальника цеха из него сделали передовика и маяка. Заказы, что попроще и повыгоднее — ему. На доску почета — его, в газете — он. Вот у парня и вскружилась голова. Начало проявляться зазнайство, рвачество, отрыв от родного коллектива. К тому же не очень чистоплотен в отношениях с женщинами. Но все-таки обаятельный мерзавец, это никуда у Юматова не денешь, и не совсем он такой неисправимый.

У одного из главных в советском кинематографе за всю его историю исполнителя героических и романтических мужских ролей, прямого наследника Николая Крючкова в этом амплуа, такого же народного самородка и самоучки Георгия Юматова, было еще две роли такого же плана в фильмах «Порожний рейс» и «Очередной рейс».

А нечистоплотность его выразилась в отношениях с токарем Антониной. Роман у них. С очень печальным концом.




Вон как Антонина смотрит на своего любимого. Вся так и светится.

Клара Лучко в этом фильме хоть и играет токаря, но на самом деле королева и красавица. Такую красоту и обаяние никуда не деть, и немного особняком она стоит от всех обычных, приземленных героев этой производственно-бытовой драмы. Ее героиня из другой фильма — из жестокой мелодрамы.

А наши главные герои продолжают постигать жизнь и имеют успехи на личном фронте.




К Николаю приехала его подруга Нина. Она закончила мединститут и будет работать врачом в местном роддоме. Это она ошарашено смотрит , как загадили свою комнату в общежитии два холостяка — Николай и Андрей. Уборка предстоит серьезная.

Но в фильме есть и другие герои.




Молодые супруги Назаренко, Валя и Володя. Исполняют Муза Крепкогорская и Юрий Соловьев.

Сюжет фильма многослоен. Перед нами спокойно, без пафоса и потрясений протекает жизнь многочисленных героев. И даже отрицательные персонажи в изображении Рыбникова и Юматова показаны буднично, без нажима и пафосного обличения. В фильме нет того, что зло наказано, а добро восторжествовало. Негодяи получили по заслугам, а положительные герои награждены.

Нет, все как было, так и осталось. Герои продолжают жить своей жизнью, а негодяи никуда не делись. Один, правда. схлопотал-таки по физиономии, а другого освистали на комсомольском собрании. Но все это просто и буднично, как в жизни. Но финал у фильма все-таки оптимистический.

Правда, этот оптимистический финал получился в результате переделки первоначального варианта, где Яша Миловидов был женат, имел дочь и не собрался жениться на Антонине. В фильме же упоминание о жене и дочери убрали, и оставили Якову шанс исправиться и соединиться с Антониной и родившимся сыном, которого воспитывает все рабочее общежитие.

Вот и гадай теперь почему этот простой и ясный фильм впал в немилость у киноначальства. То ли показали бюрократа и демагога Чумова в великолепном изображении Рыбникова. То ли опорочили движение «стахановцев-гагановцев» в лице рвача и морально разложившегося Яши с характерной фамилией Миловидов. Или же комсомолка не имеет права идти и топиться от несчастной любви, а должна решать свои проблемы в комитете комсомола. Вариантов масса. Но фильм стоит того, чтобы его посмотрели.



0 коммент.: