Aлeкcaндp Aбдулoв – Кopoвьeв-Фaгoт: «тaкиe poли бывaют oдин paз в жизни»
Aлeкcaндp Aбдулoв – Кopoвьeв-Фaгoт: «тaкиe poли бывaют oдин paз в жизни»
В фильмографии Народного артиста РСФСР Александра Абдулова за 37 лет актерской карьеры – более 100 киноролей.
Среди них есть одна, которую и сам актер считал особенной.
Это роль Коровьева-Фагота в экранизации В. Бортко романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
И зрители, и критики признали, что в этой роли талантливый Абдулов превзошел самого себя. Настолько был блистателен, ярок, не подражаем.
В общем-то ничего удивительного, ведь как признавался позже Александр Гаврилович, это была долгожданная роль, а роман Булгакова и вовсе у него был самый любимый.
«Я прочитал его, когда он был опубликован в журнале «Москва». Роман произвел на меня впечатление разорвавшейся бомбы. Это моя любимая книга. Там столько мудрости, юмора, света. Я половину книги точно наизусть знаю. Иногда беру роман, открываю на любой странице и читаю».
Некоторым может показаться, что Абдулов, создавая образ Коровьева, развивает типаж хулиганистого, бесшабашного Жакоба, слуги графа Калиостро из «Формулы любви».
Но это далеко не так. Коровьев в исполнении Абдулова – достаточно сложный и неоднозначный персонаж.
И все потому, что актер глубоко проникся концепцией булгаковского образа. А у Булгакова Коровьев – персонаж двойственный. Недаром и имя-то у него двойное.
Коровьев-Фагот – демоническое создание, ближайший слуга Князя Тьмы.
Но поначалу он никого не способен напугать. Напротив, предстает в виде комичном и непрезентабельном.
«… гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный… пиджачок… гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая… ..усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки…».
Вот именно такого подозрительного, даже асоциального типа и играет Абдулов. С неподражаемо комическими тональностями демонстрирует артист все немыслимые художества своего персонажа: то он устроит председателю жилтоварищества спектакль с валютой, то вместе с Бегемотом подожжет Торгсин и дом Грибоедова.
Но одновременно обнаруживается и бесовская природа Коровьева. Он всегда не уловим, ускользаем, не досягаем. Недаром так часто является он в виде галлюцинации какого-нибудь одураченному им же москвичу.
А иной раз он преображается. И тогда вместо глумливого, ломающего комедию, типа возникает серьезный и сосредоточенный служитель Воланда. Да и поручены ему дела весьма значительные. То выполняет роль мажордома на великом весеннем балу, то подает Воланду жертвенную чашу…
А в конце романа и вовсе с Коровьева слетает шелуха шутовства и комизма. И он оказывается… «рыцарем с вечно мрачным лицом». Фаготом, обречённым Провидением шутить на многие века за неудачный каламбур о Свете и Тьме…
Стоит ли удивляться тому, как органичен Абдулов в этой роли. Тут пригодилась и фирменной ироничность актера, и его способностью балансировать на зыбкой грани комичного и трагедийного, его умение соединять в одном образе привлекательное и страшное.
Сам Александр Абдулов говорил, что долго мечтал о роли Коровьева. Да, что там мечтал. Фагот был любимым персонажем Абдулова. Актер говорил о нем как о «самой фантастической придумке Булгакова», как о «лакмусовой бумаге для всех остальных героев». Называл Коровьева «чародеем, магом, виртуозом». Вообще, как мне кажется, чувствовал некую духовное родство с этим персонажем. И утверждал, что «такие роли бывают один раз в жизни ».
В своих интервью Александр Абдулов вспоминал, что ему желанную роль Коровьева предлагали в свое время и Элем Климов, и Юрий Кара. Но сыграть пришлось только у Бортко.
Кстати, на съемках у Абдулова с Бортко сложились доверительные отношения. Актер говорил об этом режиссере так:
«Я безумно благодарен ему за то, что он подарил мне встречу с любимой средой, с моим любимым миром».
И после выхода фильма Абдулов с большим пиететом отзывался о Бортко, отмечал его бережное отношение к тексту Булгакова. И называл фильм Бортко более талантливой работой, нежели экранизации «Мастера и Маргариты» Юрия Кары и Анджея Вайды.
0 коммент.: