Кaк пpoжил жизнь зaмeчaтeльный aктёp Игopь Дмитpиeв – кpacaвeц, apиcтoкpaт, Beликий мacтep oтeчecтвeннoй cцeны, ocтaвшийcя в cтapocти в пoлнoм oдинoчecтвe
Кaк пpoжил жизнь зaмeчaтeльный aктёp Игopь Дмитpиeв – кpacaвeц, apиcтoкpaт, Beликий мacтep oтeчecтвeннoй cцeны, ocтaвшийcя в cтapocти в пoлнoм oдинoчecтвe
Игорь Дмитриев был ярким образцом аристократизма, утончённости, порядочности, мужской красоты и блестящего актёрского мастерства. Его бесконечно любили театралы и кинозрители, поклонники отмечали необычайную широту души этого человека, его обаяние, скромность и доброту.
Игорь Борисович внёс огромный вклад в развитие театрального искусства, оставил после себя богатое наследие в плане великолепно сыгранных ролей на сцене и на экране, и всё же русская культура понесла невосполнимую потерю с его уходом.
Родился и вырос будущий актёр в Ленинграде, лишь с началом ВОВ выехал с матерью и тёткой в эвакуацию в Пермскую область, где семья оставалась до 1946 года. Отца своего Игорь почти не помнил, так как родители расстались через пару лет после его рождения, но именно от него мальчик унаследовал «голубую кровь», врождённый аристократизм и манеры.
Мама, Елена Таубер, была балериной, выпускницей Петроградской балетной школы по классу Вагановой, работала в Мариинском театре, мюзик-холле и цирке, выступала в шоу-аттракционе «Лошади и танцовщицы» — Игорь позже признавался, что цирк был одним из самых ярких и волшебных впечатлений его детства.
Он с мамой, бабушкой и дедушкой жил на улице Калинина, там пошёл в первый класс и сразу стал принимать активное участие в художественной самодеятельности. Яркий талант Дмитриева моментально был отмечен педагогами и матери посоветовали отвести его в Ленинградский Дворец пионеров, где Игоря приняли в ансамбль песни и пляски под руководством Исаака Дунаевского.
Когда началась война ему было 14 лет, Мариинский театр, где тогда служила мама, вместе с хореографическим училищем эвакуировали в город Молотов, расселили по избам в посёлке Нижняя Курья – там парень был вынужден прожить несколько лет.
Он выступал в Клубе речников и в местном госпитале перед ранеными солдатами, пел, танцевал, читал стихи, а в 1943 году поступил в студии при Пермском драматическом театре, сразу был введён в спектакли и буквально поселился там.
Мама в эти годы преподавала историко-бытовой танец в Пермском хореографическом училище, в Ленинград они вернулись только в 1946 году, когда Игорь окончил студию и стал профессиональным артистом.
В родном городе он надолго не задержался, отправился штурмовать московские театральные ВУЗы, так как желал получить более качественное образование. Он поступил в ГИТИС и Школу-студию МХАТ, выбрал последнюю, учился в мастерской Блинникова и Массальского, его однокурсниками стали Евгений Жаров, Александр Михайлов, Михаил Пуговкин и Андрей Гончаров.
Получив диплом Дмитриев был принят в драматический театр им. Комиссаржевской, где быстро стал ведущим актёром и оставался верен этой сцене почти 20 лет, сыграв множество замечательных ролей и добившись искренней любви питерских театралов.
Поводом для увольнения из театра послужило недельное отсутствие Игоря – он гостил в Италии у друзей, заранее предупредив об отъезде и отпросившись у директора. Тем не менее тот решил показательно уволить актёра, чтобы другим было неповадно «раскатывать по заграницам», правда потом опомнился и предложил Дмитриеву вернуться в коллектив.
Но Игорь Борисович пошёл на принцип, и отчаянно скучая по сцене, ушёл в Театр киноактёра, заведомо зная, что там ничего хорошего не будет. Впрочем, он уже был достаточно известным и востребованным в кинематографе, и если раньше отказывался от ролей, предлагаемых в ущерб спектаклям и репетициям, то сейчас с головой ушёл в киносъёмки.
Впервые Игорь появился на экране в 12 лет, сыграл польского гимназиста в короткометражном фильме «Голос Тараса», после войны снялся ещё в нескольких эпизодах, а в 1956 году получил значимую роль в комедии «Она Вас любит».
Через год его утвердили на роль Евгения Листницкого в социальную драму «Тихий Дон», и позже Дмитриев признавался, что эта работа стала одной из самых важных и показательных в его жизни и карьере. Особенно высоко он оценил сотрудничество с режиссёром Сергеем Герасимовым, отметил его бесценную помощь и профессионализм, благодарил, когда тот указывал на ошибки и хвалил за удачи:
«Игорь, ты вошёл к Аксинье в комнату. Она катает белье перед глаженьем, а слева от неё на столе стоит тарелка с оладьями. И что ты делаешь? Входишь — и сразу смотришь на оладьи! Ты голодный, что ли? У Аксиньи же голое плечо — первый взгляд должен падать на плечо!» — вспоминал актёр о Герасимове.
Кинокарьера Дмитриева сложилась на редкость успешно, и хоть в его фильмографии не так много главных ролей, каждый созданный им на экране образ получал признание зрителей, и запоминался ими на долгие годы.
Этому актёру были по плечу любые роли, особенно нравились поклонникам комедийные и гротескные персонажи в его исполнении, а благодаря фактуре и аристократизму Игоря режиссёры часто видели его в образах иностранцев, офицеров, поручиков, придворных, князей, учёных, шпионов, и министров.
Он снимался очень много, всего за плечами актёра более 150 великолепно сыгранных ролей, около сотни зарубежных фильмов и мультфильмов он озвучил, но даже при такой плотной занятости в кино скучал по театру, и в 1984 году принял наконец предложение войти в труппу театра им. Акимова, где служил практически до самого последнего дня своей жизни.
Всегда общительный, весёлый, гостеприимный Игорь Борисович, прозванный друзьями и коллегами шутником и балагуром, обожавший устраивать праздники и обильные застолья, последние годы прожил практически в полном одиночестве, оставленный единственной женой и сыном. Он был однолюбом, всю жизнь прожил с одной женщиной, с которой был знаком ещё с детства.
Они с Ларисой жили по соседству, играли в одном дворе, потом ходили в один класс, и по-настоящему дружили, стояли друг за друга горой. С началом войны их пути разошлись, молодые люди разъехались по огромной стране, не зная, смогут ли когда-нибудь увидеться вновь. Судьба свела их в 1947 году в Москве, оба они тогда были студентами, Лариса училась в полиграфическом институте.
Говорят, что старая дружба не ржавеет – молодые люди безумно обрадовались друг другу, вновь стали проводить вместе всё свободное время, однако романтические отношения между ними возникли много позже.
Как-то после окончания учёбы они решили с общими друзьями отправиться отдохнуть в Дагомыс, и эта поездка стала решающей в череде дальнейших событий, хоть поначалу происходящее казалось невинной шуткой.
«Тёплое море, ласковое солнце и романтика южных ночей способствовали возникновению романтической нотки в их дружбе. Там, на юге, Игорь Дмитриев стал смотреть на свою подругу совсем другими глазами.Наверное, что-то подобное происходило и в душе Ларисы. Очередная прогулка по набережной закончилась необычным пари. Игорь, увидев невдалеке тир, предложил Ларисе пострелять.Она шутливо поинтересовалась, каким будет её приз за меткую стрельбу. Игорь пообещал жениться на ней за десять из десяти. Лариса не промахнулась ни разу, а Игорю, конечно, пришлось сдержать своё слово и пойти вместе с подругой в ЗАГС. Наверное, в этот миг каждый из них понял, что детская дружба переросла в самую настоящую любовь».
В семье родился единственный сын Алексей, он рос слабеньким и болезненным, и родители старались дать ему всё самое лучшее, самозабвенно баловали. Мальчик учился в «языковой» школе, отлично знал английский и французский, потом поступил в ЛГУ, стал изучать ещё и телугу – третий официальный и самый распространённый язык Индии.
Алексей был одним из самых лучших и перспективных студентов на факультете, и после окончания 3 курса его направили на стажировку в Индию, а он, не предупредив даже родителей о своих планах, сделал вид, что пропал там.
Супругов стали таскать на допросы в КГБ, выяснять, что им было известно о невозвращении сына, но они и сами пребывали в шоке и не могли пролить свет на эту ситуацию. Дело осложнялось ещё и тем, что Алексей не выходил на связь с отцом и матерью, опасался, что его отследят по звонкам и вернут на родину, а он мечтал попасть в США.
Игорь Борисович с женой места себе не находили в тревоге за сына, безвестность мучила и выматывала, к тому же многие друзья и коллеги не верили, что они ничего не знали, и стали избегать общения.
Позже от Алексея пришла весточка – он вступил в фиктивный брак и перебрался в Америку, подал документы на вид на жительство, устроился работать в приличную фирму. Потом он женился уже по-настоящему, в семье родились две дочки, и в начале 90-х Дмитриевы смогли без всяких опасений выехать в Штаты, повидаться с сыном и внучками.
А вскоре на актёра обрушился очередной удар – Лариса приняла решение перебраться в Америку и окончательно воссоединиться с семьёй своего единственного мальчика. Она знала, что муж не поедет в эмиграцию, что он слишком любит родину и не сможет жить в чужой стране, но даже это её не остановило.
Игорь Борисович остался совсем один, он продолжал много работать и постоянно созванивался со своими родными, был в курсе всех их новостей, но взгляд его будто потух, плечи ссутулились – слишком тяжким, видимо, оказался груз одиночества. А в конце 90-х у жены обнаружили онкологическое заболевание, Дмитриев настаивал, чтобы она вернулась в Россию, нашёл лучших докторов.
Но Алексей уверял, что в Америке лечение лучше и эффективнее, сам возил маму на все процедуры, и она как будто начала поправляться. Но потом болезнь резко прогрессировала и в 1998 году женщины не стало.
Актёр тяжело переживал утрату, жалел, что судьба раскидала их с женой на старости лет по разным континентам, корил себя, что так и не сподобился уехать вслед за ней и быть рядом.
А больше всего он жалел, что так и успел сказать любимой самого главного, поблагодарить за всё, что она ему дала, за всё, что для него сделала. Игорю Борисовичу было уже 70 лет, но он, невзирая на депрессию и опустошение, с головой ушёл в работу только сцена могла спасти его от меланхолии и вновь подарить радость жизни.
«Нужно быть оптимистом, радоваться жизни и быть благодарным за каждый подаренный день, за луч солнца, за глоток воздуха, за розы на столе, и за возможность играть и радовать зрителей» — говорил он.
В 2006 году Дмитриев перенёс инсульт, но спустя время смог оправиться и даже взялся разучивать новую роль. Во время болезни за ним ухаживал дальний родственник Владимир, которому Игорь Борисович когда-то помог поступить в театральный институт. Изредка приезжал сын, уговаривал отца переехать к нему, сетовал, что работа и семья не позволяют им видеться чаще.
В начале 2008 года актёра разбил второй инсульт, лучшие доктора Санкт-Петербурга пытались спасти его, но безуспешно. 12 января 2008 года Великого российского артиста не стало, ему было 80 лет. Похоронен Игорь Дмитриев на Серафимовском кладбище северной столицы.
0 коммент.: