Бoльшaя oшибкa ceгoдняшниx cтapикoв и мoлoдeжи: cлoвa Pэя Бpэдбepи
Бoльшaя oшибкa ceгoдняшниx cтapикoв и мoлoдeжи: cлoвa Pэя Бpэдбepи
Восточная пословица гласит:
"Там, где нет хороших стариков, нет хорошей молодежи".
Что такое хороший старик? Честный, трудолюбивый, ответственный человек. Тот, кто не сторониться тебя, а может чему-то научить, разъяснить сложное, передать опыт, привить правильные мысли.
Для чего? Для того, чтобы "наполнить" маленького человека. Когда человек пуст, как сосуд, что угодно можно в него влить, а это чревато.
Современные бабушки и дедушки не хотят "вливать".
Во-первых, стареть стали намного позже. В 50-60 лет открывается второе дыхание, какая же это старость? Вторая молодость.
Во-вторых, сидеть у очага с внуками не нужно: молодые стараются сразу же отделиться от старших и жить отдельно. А люди предпенсионного возраста ведут весьма активный образ жизни. Им всегда есть куда пойти или чем себя занять: йога, кино, походы, бассейн, рукоделие, садоводство, танцы, путешествия.
А книжки детям пусть учителя читают, уроки - репетиторы растолковывают.
В классах моих детей единицы имеют бабушек и дедушек. Точнее, родственники есть у всех, а вот участия и внимания - мало.
Каждый живет своей собственной жизнью. Как в Европе или США - обособленно, индивидуально. Больше общения с друзьями, чем с близкими.
На первый взгляд - свобода - это восторг! У бабушек и дедушек развязаны руки, а у детей нет назойливой гиперопеки. "Надень шапку, поешь, уроки сделал?"
Но в дальней перспективе - все не так радужно. Отпрыскам некому привить ценности семьи. Им можно навязать любую идею, увлечь чем угодно.
"В каждом наброске, в каждом черновике, учитель продолжается в своем ученике" - поет Баста.
Что мы видим? Миллионы молодых россиян, в которых никто не продолжается. Пожилые - в других городах, заняты делом, зациклены на себе или своих проблемах, родители - на работе или устраивают личную жизнь, и хорошо, если с учителями повезло.
Должен быть человек в жизни каждого, который в тебя верит, который через действия или словами показывает свою любовь. Многие этого лишены.
А дальше - по цепочке: ребенок, в которого никто не "вливал" свои силы, свое время, мысли и энергию, не поделится своими ресурсами.
И не только со своими детьми, внуками и правнуками, а вообще с миром. Будет считать, что мир ему должен, а он - не должен.
Общество обнищает. Формально оно может богатеть, но духовность будет на нуле.
Такое общество можно гнуть в бараний рог. Общество, которое не знает, что такое справедливость, совесть, чувство собственного достоинства.
Рэй Брэдбери пишет:
– Мой дед говорил: «Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками.Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив».- Мой дед говорил: «Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого.В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником, – говорил мне дед. – Первый пройдет, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение».
0 коммент.: