Ceкpeт Миxaилa Пугoвкинa: пpиexaл в Мocкву, пpибaвил ceбe гoдкoв и пoкopил cцeну
Ceкpeт Миxaилa Пугoвкинa: пpиexaл в Мocкву, пpибaвил ceбe гoдкoв и пoкopил cцeну
Каждый из нас во время прочтения книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» по-своему представляет, с какой интонацией отец Федор произносит фразу «Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены».
Однако после выхода экранизации Леонида Гайдая, где эту фразу произнес Михаил Пуговкин, сложно представить, что она могла быть сказана как-то по-другому. Теперь она ассоциируется только с экранным отцом Федором.
Сказанное этим актером с экрана сразу уходило в народ, становилось почти фольклором, так, что даже порой сложно понять – это Пуговкин дарил свои «устойчивые выражения» зрителям, или же в фильме запечатлено известное в народе выражение.
Помните его популярное выражение «Понял – нет?», которое произнес горе-руководитель Кукушкин подчиненным в кинокомедии «Штрафной удар».
Фильм с Пуговкиным вышел в 1963 году и пользовался большим успехом. Потом же актер случайно повторил эту фразу во время импровизации в сказке Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы», где он сыграл правителя королевства Лести.
В одной из сцен король провалился в бочку с вином, после чего, захмелев, с серьезным выражением лица оттуда появляется его голова, и герой неожиданно произносит: «Понял – нет?». После чего с грохотом валится обратно.
Михаил Пуговкин вполне мог позволить себе самоцитирование – он везде был оригинален, и, при этом, узнаваем. Его герои живут на экране своей жизнью, потому его актерская палитра широка и разноцветна.
В этом и есть секрет Пуговкина – мы видим узнаваемого человека, и в тоже время – актер представляет своего героя, играя его с удовольствием, наслаждаясь вместе со зрителем.
Михаил Афанасьевич был мастером характерной роли, в которой он был прекрасен – больше сотни созданных образов. Опыт у него был колоссальный.
Актерским мастерством Пуговкин увлекся в 13 лет, когда начал выступать в самодеятельном театра клуба имени Каляева. Он тогда только перебрался в Москву из деревни Рамешки Чухломского района.
Прибавил себе несколько лет и стал учеником электромонтера на тормозном заводе, а по вечерам играл на театральной сцене.
В 16 лет ему дали роль купца Большова в постановке «Свои люди – сочтемся» по Островскому, после чего его пригласили в труппу Московского драматического театра, где он стал выступать на профессиональной сцене.
В 1941 году 18-летний Михаил Пуговкин был замечен известным режиссером Григорием Рошалем, который пригласил его на съемочную площадку фильма «Дело Артамоновых». Тут актеру досталась небольшая роль купца Спепаши Барского.
Досняли эпизод 22 июня, в первый день Великой Отечественной войны, через два дня Михаил Афанасьевич отправился добровольцем на фронт.
Через год с небольшим актер вернулся в Москву после ранения, поступил на службу в единственный работающий в столице театр – Театр драмы.
Тут он получил первую в своей жизни главную роль – Петра Огонькова в пьесе «Москвичка», вместе с ним в постановке принимали участие Ростислав Плятт и Вера Орлова.
Сам Пуговкин вспоминал, что режиссер дал ему роль, исходя из его внешних данных. В спектакле героиня говорила Петру: «Душа у тебя благородная, но вот личность, определенно не та».
В 1943 году Михаил Пуговкин поступил в Школу-студию МХАТ, которая только открылась. Своим прочтением стихотворения Пушкина «Мой голос для тебя и ласковый и томный» он очень насмешил приемную комиссию.
Получив диплом, актер играл в театре Северного флота, в столичном Ленкоме, и постоянно снимался. Роли были, как правило, второго плана, но в популярных фильмах.
К тому же талант помогал не затеряться среди других героев. Так, например, произошло в фильме «Свадьба» Анненского, где Пуговкин играл наравне с Верой Марецкой, Фаиной Раневской, Всеволодом Абдуловым. Хотя ему дали совсем немного экранного времени.
Постепенно масштаб ролей Михаил Пуговина рос. Солдат Федя в «Кутузове», небольшие роли в «Кубанских казаках» и «Беспокойном хозяйстве», матрос Пирожков в «Адмирале Ушакове».
В киноленте «Солдат Иван Бровкин» и «Земля и люди» актеру достались яркие и диаметрально противоположные роли. В одном фильме он сыграл заведующего гаражом, добряка Захара Силыча, в другом – негодяя Гришу Хвата.
Известность пришла к Михаилу Афанасьевичу после выхода фильма «Дело «пестрых». Он очень ярко и остро сыграл уголовника Софрона Ложкина. Роль снова была небольшой, но такой неожиданной и красиво сыгранной, что проснулся после премьеры актер известным.
В 1962 году Михаил Пуговкин окончательно уходит из театра ради кино. Здесь он за свою карьеру переиграл множество бюрократов, взяточников, приспособленцев.
Он часто снимался в сказках – «Финист – Ясный Сокол», Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «На златом крыльце сидели».
У него прекрасные роли в музыкальных комедиях «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик».
Смех актер вызывал не кривлянием, а остротой построения рисунка роли, точным попаданием в образ. Он прекрасно и органично смотрелся в эксцентричных комедиях Леонида Гайдая. Пуговкин, снявшись в «Операции «Ы» даже считал, что нашел своего режиссера.
Жалко, что режиссеры почти всегда использовали талант Пуговкина в рамках его амплуа. А ведь его коллеги Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Евгений Леонов, замечательно смотрелись и в драматических ролях.
И сегодня фильмы с Пуговкиным – это знак качества, его имя в титрах всегда привлекало и продолжает привлекать зрителя. Он не любил плохое кино, снимался только в хорошем. Ведь только такое кино поднимает настроение. И актеру, и зрителю.
0 коммент.: