Нacтoящиe джинны живут вeчнo! Линия кинoжизни Никoлaя Boлкoвa-cтapшeгo

08:46 AR Ka 0 Comments

 


Нacтoящиe джинны живут вeчнo! Линия кинoжизни Никoлaя Boлкoвa-cтapшeгo

Это он в качестве придворного учителя пытался вдохнуть искру разума в красивую голову своенравной принцессы в «Двенадцати месяцах».

Это он, собиратель сказок Эгль, подарил девочке Ассоль мечту о принце под алыми парусами. Это он стал реальным джинном Хоттабом-Абдурахманом, способным во имя дружбы и преданности творить настоящие чудеса.

И его герои по-прежнему живы — как правда, как мечта, как настоящее волшебство.


Один из самых популярных актеров советского кино впервые заявил о себе во весь голос в роли звездочёта Гуссейна-Гуслия в комедии «Насреддин в Бухаре» (1943). В то время он уже блистал на сцене Одесского театра русской драмы.


Николай Николаевич Агуров родился в 1902 году в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, и готовился к жизни и деятельности государственного служащего. Но революция внесла свои коррективы. И детское хобби стало для него хлебом насущным.

С малых лет Николай, как и его старшие сестра Валентина и брат Евгений, увлекался лицедейством. Став взрослыми, все трое пошли в актёры.

А чтобы братьев, служивших в одном театре, не путали, Николай изменил фамилию Агуров на Волков. С ней и прославился на сцене Одесского театра, играя романтических персонажей и влюбляя в себя публику мужским шармом и мастерством перевоплощения.

Первые значимые роли в фильмах пришли к актёру в Ташкенте, в период эвакуации. Но до окончания войны Николай Николаевич успел поработать в Кемерово, куда его направили создавать театр, с чем они с супругой Антониной Гимбуржевской прекрасно справились.

Вернувшись в Одессу после войны, актёр полностью посвятил себя театру и в кино почти не снимался.

Может быть, кинокарьера артиста постепенно и сошла бы на нет, если бы не случай. Преодолевшая послевоенную разруху страна нуждалась в оптимистичном и жизнеутверждающем кино.

А потому в 1956 году на киностудии «Ленфильм» решили поставить весёлую современную детскую сказку «Старик Хоттабыч» и подбирали заглавного исполнителя в картину.

Просмотрев кадры из фильма Якова Протазанова о Ходже Насреддине, сразу обнаружили в звездочёте черты нового персонажа. Так в жизнь артиста пришла роль простого и мудрого волшебника.


И, как по мановению волшебной палочки, жизнь артиста в кино заиграла новыми красками. Вскоре из-за интенсивности киносъёмок ему даже пришлось оставить работу в театре.

Мощнейший талант и дар перевоплощения позволили актёру играть разноплановых персонажей, а не зациклиться на стариках-волшебниках. Многие из воплощённых Волковым образов просто невозможно забыть.


Совершенно различные по характеру и внешности, его герои стали достоянием культурной жизни страны. Причём их неповторимость — заслуга не только гримёров и костюмеров, но и прежде всего изумительной актёрской пластики самого исполнителя.

Это добрый собиратель сказок Эгль из экранизированной феерии Александра Грина (1961).


Хитрый торгаш-махинатор Хасбулатов в знаменитом «Полосатом рейсе» (1961).


Обаятельный капиталист-стяжатель Стенсон в «Начальнике Чукотки» (1966). Трудяга-профессор, пытающийся посеять в королевский ум идеалы добра, в сказке «Двенадцать месяцев» (1972) .


Были и образы, исполненные глубокого трагизма. Брошенный и никому не нужный пожилой коммивояжер Вилли Ломен в философском фильме «Мост перейти нельзя» (1960).

Страдающий от смертельного недуга художник-оптимист Фёдор Феодосьевич в картине «Тишина» (1963).


Но виртуозность исполнения — это талант, помноженный на труд. А трудился актёр над каждым словом, движением, жестом скрупулёзно и настойчиво, доводя до совершенства каждую деталь.

В домашних подготовках его надёжным напарником и помощником всегда была супруга Антонина Николаевна Гимбуржевская, оставившая театр оперетты, как только карьера мужа пошла в гору, и всецело посвятившая себя семье..

Снимаясь в 1981 году в картине «Они были актёрами», Волков вдруг обнаружил, что забывает текст.


Привыкший предъявлять к себе высокую требовательность, великий актер вынужден был принять трудное решение и уйти на пенсию. После этого здоровье стало резко ухудшаться. Лишь четыре года прожил он без любимого дела, зато в окружении любящих родных.

83-летний Николай Николаевич Волков покинул этот мир в октябре 1985 года, взрастив себе смену — Николая Волкова-младшего, ставшего достойным продолжателем актёрской династии.

Но настоящие джинны бессмертны! И он, исполин отечественного кино, остался в своих вечных ролях, напоминая нам с экрана о доброте, гуманности и внутренней красоте, помогая жить и верить в мечту.



0 коммент.: