«Квиты»: кaк Oлeг Бacилaшвили и Юpий Якoвлeв мeнялиcь poлями у Pязaнoвa
«Квиты»: кaк Oлeг Бacилaшвили и Юpий Якoвлeв мeнялиcь poлями у Pязaнoвa
Однажды Эльдар Рязанов сказал Олегу Басилашвили: «Странно, и почему я не снимаю вас в своих комедиях». Олег Валерианович не растерялся и ответил: «Да, ведь и я решительно этого не понимаю!». Так началось их многолетнее сотрудничество.
Во время подготовки к съемкам фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» режиссер решил, что роль Ипполита идеально подходит Басилашвили.
Актер приехал на пробы из Ленинграда в Москву, успешно их прошел, после чего с него сняли в мерки для игровых костюмов.
Позже Олег Валерианович приезжал еще несколько раз для примерки. А также для съемки фотографий. Однако в это время в семье актера случается несчастье – у него умирает отец.
А потом в Большом драматическом театре, где работает Басилашвили, не стало Ефима Копеляна. И в репертуаре пошли замены постановок.
А Рязанов все ждал, хотя уже началась весна, хотя в сценарии были прописаны зимние съемки. Басилашвили очень хотел сняться в этом фильме, но не получилось. И тогда в марте Эльдар Александрович позвонил Юрию Яковлеву, попросив его сыграть Ипполита.
Конечно, актеру может быть неприятно, когда им кого-то заменяют. Особенно, если ты сам известный актер. Но Яковлев был выше этого, он сразу дал согласие.
С ним оперативно стали снимать зимние кадры, не успели, правда, переснять кадр с фотографией, которую распоясавшийся Лукашин выкидывает в окно. На ней Ипполитом так и остался Басилашвили.
Когда появилась идея снять фильм по пьесе «Сослуживцы», Рязанов вспомнил про Олега Валериановича и предложил ему роль Самохвалова – современного подлеца, карьериста, хорошо замаскированного мерзавца.
«Служебный роман» стал первым фильмом, где поработали вместе Басилашвили и Рязанов.
В игре Басилашвили нет никакой фальши, он своего персонажа сыграл очень убедительно. Он искал внутреннюю правду своего персонажа, а не разоблачал его.
Актер разбирается в самых разных нюансах поведения того, кого ему предстоит сыграть. Он разбирает персонажа по полочкам, представляя его зрителю цельной оригинальной личностью, за которой очень интересно наблюдать.
Позже Рязанов хотел пригласить актера в фильм «Гараж», и не смог этого сделать только потому, что тот жил и работал в Ленинграде, где играл в нескольких постановках.
Зато они поработали вместе в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», где Олегу Валериановичу досталась роль Мерзляева. Актер создал неоднозначный образ человека очень образованного, любителя поэзии, наблюдательного и воспитанного.
Он богат и влиятелен. Но есть и обратная сторона – на поверку он оказывается двуличным расчетливым интриганом, для которого нет понятий «честь» и «совесть».
Олегу Басилашвили предстояло сыграть человека довольно зловещего. Актер, прочитав сценарий, совершенно серьезно обиделся на режиссера, который ему предлагает играть исключительно мерзавцев.
Рязанов, конечно, понял коллегу, потому что в каждом настоящему деятеле искусства есть что-то от ребенка. Какая-то наивность, желание сыграть возвышенного человека. Но что режиссер мог сказать Олегу Валериановичу в ответ на эту искреннюю обиду?
Потом актер признался, что роль эта не так уж плоха, и даже хороша. И он вжился в своего персонажа, постоянно уточняя у авторов – Григория Горина и Эльдара Рязанова отдельные моменты относительно Мерзляева, плохо неточно в сценарии.
На премьере актер, получив заслуженную похвалу от режиссера, взял с него письменное обещание снимать его в каждом следующем фильме, и не только в отрицательных ролях.
Неудивительно, что вскоре началась работа над фильмом «Вокзал для двоих», где Олег Валерианович исполнил главную роль пианиста-зэка Платона Рябинина. Герой этот был однозначно положительный.
В следующий раз режиссер и актер встретились на съемочной площадке фильма «Небеса обетованные» в самом начале 90-х годов.
В сценарии был прописан старик-сластолюбец, бывший сиделец, а теперь – простой бомж, который живет на дачах зимой, пока там нет хозяев. Этого жалкого и нелепого персонажа писали под Юрия Яковлева.
Но тот, прочитав сценарий, решительно отказался сниматься в «Небесах», так как ни роль, и задумка ему не понравились. Фильм он назвал «чернухой».
И судьба вновь скрестила двух артистов — один от роли отказался, а второй согласился. Потому что «чернухи» в фильме об обездоленных людях, не согласившихся с режимом, не увидел.
Во время съемок следующего фильма «Предсказание», где Басилашвили была отведена главная роль, Рязанов часто злился на него.
В это время актер был депутатом Верховного Совета России и очень рьяно работал на общественном фронте. Поэтому на съемках часто случались простои.
Режиссер тогда говорил коллеге, что нужно заниматься только своим делом, потому что актерское мастерство приносит пользу людям. И позже Басилашвили согласился с Рязановым.
0 коммент.: